Генпрокуратура против ужесточения наказания за нападение на врачей
Генпрокуратура не поддержала законопроект Минздрава, который ужесточает наказание за нападение на медиков. Соответствующее письмо за подписью заместителя генпрокурора Александра Гуцана было направлено заместителю министра здравоохранения Дмитрию Костенникову в ноябре (есть в распоряжении Лайфа).
В понедельник стало известно, что Минздав предложил внести в Уголовный кодекс РФ статью, вводящую пожизненный тюремный срок за нападение на врачей при исполнении ими служебных обязанностей. Текст законопроекта был опубликован на портале правовых документов. В случае принятия поправок в кодексе появится статья 238, которая предусматривает три случая наказания за нападения на медиков.
Первый случай — если насилие в отношении медиков не было опасным для жизни или им просто угрожали. Нарушителя наказывают штрафом до 200 тысяч рублей или сроком лишения свободы до пяти лет.
Второй случай — насилие было опасным для здоровья. Нарушителю грозит срок до десяти лет. Третий случай — посягательство на жизнь медицинского работника. Нарушителя наказывают лишением свободы вплоть до пожизненного заключения.
Сейчас преступления в отношении медиков не выделяются в отдельную категорию, как, например, насилие или преступления в отношении полицейских. То есть за убийство полицейского преступник получает максимум пожизненное заключение, а за убийство гражданского лица — 15 лет.
То же самое и с более "лёгкими" вариантами. Избил полицейского, причинив вред здоровью, — получаешь до 10 лет. Избил не полицейского — до 8 лет. Поэтому Минздрав и настаивает на своих формулировках, по сути приравнивая медиков к сотрудникам правоохранительных органов.
Однако в Генпрокуратуре считают инициативу Минздрава "излишней" и говорят, что медики и сейчас наравне с полицейскими в этом вопросе.
"Диспозициями части второй статей 105, 111 и 112 УК РФ предусмотрена повышенная уголовная ответственность за совершение преступления в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, к которым, без сомнения, можно отнести и оказывающих медицинскую помощь медицинских работников... — сказано в письме Генпрокуратуры. — В этой связи введение дополнительной уголовной ответственности за преступления против медицинских работников представляется излишним".
В генпрокуратуре также отметили, что законопроект "не лишён ... и юридико-технических недостатков". К пример, нет чёткого определения, что такое медицинский работник.
Формально представитель Генпрокуратуры прав. Если посмотреть вторую часть 105 статьи УК, за убийство "лица ... в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга" предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Такое же, как в случае с полицейским.
— Хорошо, допустим, мы берём во внимание эти сносочки о лицах при исполнении обязанностей, на что обращает внимание Генпрокуратура, — говорит заведующий подстанцией скорой помощи № 12 в Москве Сергей Вишняков. — Но вот полицейские тоже находятся при исполнении, но их почему-то всё же выделили в отдельную категорию, а врачей не хотят.
Действительно, покушение на жизнь полицейского также можно было бы рассматривать по второй части статьи 105 (к которой отсылает Генпрокуратура Минздрав), но есть ещё и отдельная 317 статья УК — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
По мнению Сергея Вишнякова, такой законопроект, как разработал Минздрав, принимать нужно: медиков должны защищать более чёткие формулировки.
— Мало кому в голову приходит просто так взять и напасть на полицейского, а на медиков — сплошь и рядом, — сказал Сергей Вишняков.
По его словам, практически на каждого медика скорой, который отработал как минимум 10 лет, нападали.
— На меня самого, например, нападали три раза, — сказал Вишняков. — Закончилось, как видите, тем, что я с вами сейчас разговариваю. Одного врача, которого я знал, зарезали. Сделал это солнцевский бандит. Вызвал скорую, а когда врач наклонился над ним, чтобы спросить, что с ним, тот пырнул его два раза ножом — в грудь и в живот. Доктор умер. А убийцу взяли на следующий день — он даже не помнил, кого он убил, зачем, как. Пьяный был, а как проспался, как раз и взяли его. Дали ему пять лет, а вышел он досрочно, через три года. Сейчас жив-здоров, вижу его иногда на улице.
Призывы ужесточить наказание за нападения на медиков звучат давно и часто. Как рассказывал Лайф, Профсоюз работников здравоохранения недавно обращался к правительству с такой просьбой.
А до этого депутаты (к примеру, депутат от "Справедливой России" Андрей Круглов) вносили в Госдуму законопроекты, аналогичные тому, что разработал Минздрав.
Пока идёт спор, прописывать в законе что-то дополнительное или нет, медики всё так же подвергаются нападениям. Например, 5 ноября в Москве избили бригаду скорой. Как Лайф рассказывал раньше, по подсчётам Профсоюза работников здравоохранения РФ, пациенты избивают примерно 200 врачей в год.
