Иностранные агенты пытаются вернуться в Россию
Вряд ли найдётся в современной России структура столь же загадочная, сколь и бесполезная, как Общественная палата. Если остановить на любой улице неважно какого российского города сто прохожих и задать каждому один и тот же вопрос - "Чем, по вашему мнению, занимается в нашей стране Общественная палата и чем она должна заниматься?", нет сомнений, что 99,99% из них затруднятся с ответом. Если повезёт, то, может быть, найдётся умник, способный хотя бы приблизительно понять суть целей и задач, поставленных перед этими "Рогами и копытами". Но почему-то думается, что количество таких граждан в России исчезающе мало.
Впрочем, отсутствие у этой организации каких бы то ни было реальных полномочий делает подобные опросы принципиально бессмысленными. Тем не менее, Общественная палата существует, время от времени собирается на какие-то посиделки, охотно кормится из того самого бюджета, в котором денег нет, а периодически ещё и напоминает о себе согражданам, громко подсказывая, как правильно поднимать Россию с колен. И вот общественники породили и озвучили очередной проект переформатирования страны, предложив усилить общественный контроль за результатами всех выборов путём привлечения к процессу профессиональных наблюдателей. Общественная палата предлагает создать специальную структуру под названием "Корпус стражей демократии", штатные сотрудники которой могли бы защищать от произвола избирательных комиссий кандидатов. В первую очередь тех, кто декларативно противостоит пресловутому административному ресурсу. Кроме того, "стражей демократии" могли бы нанимать люди, не имеющие возможности выставить своих наблюдателей.
К сожалению, авторы проекта не уточняют предполагаемых объёмов полномочий новой структуры. Смогут ли одетые в бронежилеты и балаклавы стражи врываться на избирательные участки, которые покажутся им подозрительными, класть всех присутствующих мордами в пол и проверять у них документы во избежание "каруселей"? Позволено ли им будет вскрывать опечатанные урны для голосования, чтобы убедиться в отсутствии "вбросов"? Или предполагается, что новые профессионалы будут, как и старые общественники, мирно подрёмывать на стульчиках у стен избирательных участков, только не за разовый гонорар, а за постоянную зарплату?
Зато в документе оговорён механизм финансирования "Корпуса". И ознакомившись с ним, не так трудно становится сообразить, откуда у данного предложения растут уши, ноги и всё остальное. Финансировать деятельность новой структуры предполагается за счёт грантов, представленных как государством, так и разного рода неравнодушными доброжелателями, которые кушать спокойно не могут, пока в России не восторжествует образцовая демократия. Они же смогут заняться и обучением наблюдателей основам профессиональной деятельности. А дабы до финансирования и, как следствие, до управления "стражами" не дорвались запрещённые в России Сорос, Ходорковский и ИГИЛ, для желающих потрясти мошной во славу демократических преобразований кто-нибудь, например Центризбирком, объявит открытый тендер.
Понятно, что предложенный Общественной палатой проект смешон и утопичен. С долей уверенности, близкой к ста процентам, можно утверждать, что даже рассматривать его никто не собирается, не то, что всерьёз обсуждать. Поэтому можно было бы просто поржать над неугомонными общественниками и забыть о них до следующего всплеска активности. Однако обращает на себя внимание та настойчивость, с которой опытные "грантоеды" пытаются разблокировать хоть какие-то каналы финансирования после того, как многим правозащитным фондам и некоммерческим организациям, пытавшимся насаждать у нас в стране демократию западного образца, был присвоен статус иностранных агентов и, соответственно, сильно осложнён доступ к общественной деятельности. Среди них, кстати, основную массу составили именно "общественные наблюдатели" за "нарушениями прав человека" в России. Ещё пара таких предложений и статус иностранного агента смело можно будет присваивать Общественной палате. Впрочем, можно и не присваивать. Глядишь, осень пройдёт и её члены сами угомонятся.
Обозреватель Noteru.com Борис Терехов
