Нефтяные кредиты банков ЕС оцениваются в $200 млрд
Коммерческие банки Европы не используют единые стандарты раскрытия информации по энергетическим кредитам. Они также во многих случаях (по понятным причинам) предпочитают не уточнять, кому именно выдан заем: европейским компаниям, добывающим традиционную нефть, или американским сланцевикам. И самое главное, целый ряд кредитных учреждений решил вообще не публиковать цифры, даже приблизительные. Среди таких "молчунов" Deutsche Bank, крупнейший в Европе.
Получается, что банки Старого Света одолжили нефтяникам даже больше (на $77 млрд), чем их американские коллеги. Приблизительная оценка совокупных кредитов, выданных банками США энергетическому сектору, составляет $123 млрд. Стоит отметить, что и в этом случае цифры могут быть заниженными, так как многие банки, как и в Европе, предпочли отмолчаться.
Ситуация усугубляется тем, что HSBC, Standard Chartered и еще ряд банков активно инвестировали не только в добывающие компании, но и в другие секторы стран-экспортеров нефти. Сейчас внимание переключается и на другие виды сырья, по которым ситуация ничуть не лучше. Noble Group впервые за 20 лет отчиталась в годовом убытке. Рейтинг Anglo American понижен до "мусорного".
Только у HSBC вложения в металлы и горнодобывающий сектор оцениваются в $18 млрд. Пока что банк зарезервировал на покрытие убытков по этим инвестициям всего $100 млн. Европейским банкам грозит тройной удар, а именно обесценивание их вложений и в нефть, и в металлы, и в сами сырьевые экономики.
Для их заморских коллег вероятность катастрофы выше: в силу чисто географических факторов доля вложений американских банков в сланцевую индустрию выше, чем в Европе. Глава JP Morgan Джеймс Даймон заявил о том, что резервы на потери по нефтяным кредитам придется увеличивать до $1,5 млрд, если котировки сорта WTI продержатся в районе $25 за баррель на протяжении 18 месяцев. Некоторые эксперты считают оценку господина Даймона слишком скромной, учитывая, что совокупные кредиты JP Morgan энергетическому сектору составляют приблизительно $40 млрд.
Эксперты обращают внимание на то, что ситуация начинает подозрительно напоминать 2007–2008 гг. Тогда банки (и в Европе, и в самих США) считали, что стоимость жилья в Штатах – это некая незыблемая константа. Дом должен в среднем стоить порядка $300 тыс. – на этом основывались все инвестиции и кредиты. Когда цены упали до $150–100 тыс., волна шока прокатилась по всей системе. Причем незадолго до этого банки утверждали, что проблема узкоспециализированная, касается она лишь рынка жилья, им и ограничится. Сегодня все то же самое: нефть рухнула на 70%, но банкиры продолжают упорно утверждать, что больших проблем с кредитами и инвестициями, сделанными на нефтяном пике (порядка $100 за баррель), не будет.
