Алексей ШЕДЬКО: В Минск приеду с бородой - надоело клеить бутафорскую
- Лёша, твоим поклонникам в основном за 40. А молодежь при упоминании твоего имени в Минске уже спрашивает: кто это? Тебя это не смущает?
- Нет, совершенно. 9 лет назад я переехал в Москву, понятно, что за это время выросло новое поколение, которое может меня и не знать. Тем не менее совсем недавно вышел новый альбом, который имеет успех, и не только на родине. В МХАТ, где я служу, сейчас занят мало. Бывали времена, когда у меня было по 17 спектаклей в месяц, а сейчас максимум два раза в неделю. Зато появилось время для музыкального творчества.
- Почему? Экономический кризис пришел в МХАТ?
- Нет, театр по-прежнему работает очень интенсивно, если можно так выразиться применительно к театру. Просто для человека, который не настолько тщеславен, этого более чем достаточно. Я просто не занят в новых постановках, но, думаю, это временно. Сейчас я играю Ахова из «Не все коту масленица» - о такой роли актеры могут мечтать. Играю герцога Веронского в «Ромео и Джульетта», и произношу последнюю фразу спектакля: «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», после нее гаснет свет и начинаются аплодисменты. Есть еще несколько ролей, которые мне дороги - например, председателя в спектакле «Деньги для Марии» по Валентину Распутину. Кстати, благодаря ей я имел возможность пообщаться с этим великим русским писателем, когда он был еще жив.
Если бы и вернулся, то только из-за интересной работы
- Уезжая из Минска, ты рвал связи по ниточке. Сейчас осталось еще что-то, что тебя держит с Русским драматическим театром?
- К моему огромному сожалению, уже нет. Я как-то встретил режиссера Николая Пинигина. После того как мы с ним поговорили, я подумал про Купаловский театр. Если бы и вернулся, то только из-за интересной работы. Но чисто теоретически, потому что в Москве я уже пустил корни, там моя семья. Тем не менее, когда встал вопрос о получении российского гражданства, я решил его не принимать и оставить белорусский паспорт.
- Что ты потерял с переездом в Москву?
- Свежий воздух. Я живу в самом центре Москвы, на Патриарших прудах. В доме, где жила Клавдия Шульженко. Зимой можно кататься на коньках (это мой любимый вид спорта), а летом бегать вокруг Патриарших. Там у нас уже своя компания.
- Ну хорошо, а чем тебя еще привлекает Москва?
- Мне там нравится тем, что люди более общительные. Бабушки в транспорте всегда расскажут, как доехать, еще и поспорят между собой. В Москве даже бомжи уникальные. Как-то шел мимо, высыпал им в шапку мелочь из кошелька, а потом еще принес куртку - были морозы. На следующий день иду тем же путем, а они мне уже издалека кричат: «Леха, не опоздай на репетицию, уже без 15 минут одиннадцать»! Или другой случай: сидят два алкаша прямо перед моим подъездом. Я на них шикнул: а они мне в ответ: надо быть добрей как-то, сейчас уйдем. Зашел домой, а самому стыдно! И чего я их трогал. Сидят на лавке, не ругаются, не мусорят - пьют тихонько.
- С белорусами в Москве общаешься?
- Редко. Правда, был веселый период, когда у меня в квартире снимали сериал «Маргоша». Сдавать квартиру под съемки было выгодно. В сериале главную роль играл Толя Кот. А я порвал сухожилие, лежал в гипсе в одной из комнат, и Кот приходил ко мне пить водку (смеется). И еще один наш земляк - Джемал Тетруашвили. Он сейчас соведущий в кулинарной передаче «Утро с Юлией Высоцкой».
- А тебя самого в кино не видно...
- Знаешь, почему? Звонит мне такая «тетя Мотя» и говорит: хотим вам пригласить в кино. Прошу прислать сценарий. Там пауза - для чего? Говорю: хочу почитать. Она мне: вы с ума сошли, мы ж вам платим. Но присылает по электронной почте, на ста листах. Читаю две страницы и выкидываю в мусор. Перезванивают - и я говорю, знаете, меня из театра уволят, если буду в таком играть. Я сам готов заплатить за свою роль, пусть даже фильм снимет студент ВГИКа. Главное, чтобы это была интересная работа.
До сих пор получаю авторские в Беларуси
- В Минске осталась твоя группа «Сестра». А в Москве появились другие музыканты, с которыми ты работаешь?
- Я пытался найти. Но приходит человек на репетицию и сразу спрашивает, сколько я ему заплачу. Это нормально. Когда я играю с незнакомыми людьми, сразу предлагаю деньги, которые бы их устроили. Но, к сожалению, еще не было случая, чтобы мои затраты оправдались в профессиональном плане. Так что концертов в Москве практически нет. Правда, на юбилее ГИТИСа я сыграл пару песен, и понеслось - отыграл в итоге полтора часа, не отпускали со сцены.
- Авторские приходят к тебе от белорусских FM-станций за трансляцию песен? Я их иногда слышу на радио.
- Да, иногда 3 миллиона белорусских рублей в месяц, а иногда и больше.
- Какой сюрприз ожидать на концерте в Минске?
- Я буду с бородой, но не потому, что теперь хипстер, просто для двух спектаклей, в которых я занят, она нужна. Мне надоело клеить бутафорскую - три часа на лице она мне мешает. Да и зрители теряют оттого, что я с наклеенной бородой. Чем мне нравится МХАТ, так это своим скрупулезным подходом. Если стул на сцене, то XIX века, если трость в руках, то настоящая. И камзол в точности такой, каким он бы был в ту эпоху...
- Почему ты назвал новый альбом, который везешь в Минск, «Слепой паровоз»?
- Первые шесть строчек заглавной песни объясняют это название. Она про время, которое невозможно остановить, оно неуправляемо. Как слепой паровоз, который несется по рельсам.
БАЙКА ОТ ШЕДЬКО
- Могу рассказать смешную историю о том, как поступал в Щукинское училище на режиссуру. Никто не понял, зачем мне это нужно в 48 лет. А мне просто было интересно. Зачислили меня на прослушивание, на общих основаниях. Выучил первую часть из рассказа «День Петра» Алексея Толстого. Мог вообще передовицу любой газеты взять и прочитать выразительно. Прихожу и вижу в комиссии человека, который ведет «Русское лото». Ну, ладно... Сижу в зале, в числе других 50 абитуриентов, я, конечно, самый взрослый, ну и что? Дошла до меня очередь, все встрепенулись в комиссии, послушали пару минут, сказали: «Спасибо, все понятно».
Прихожу на следующий день, смотрю в списки, а меня там нет. Ну я, конечно, решил узнать, почему. А мне говорят: «Понимаете, мы берем мальчишек и девчонок из провинции. А вы состоявшийся актер, мы прочли вашу биографию... Вы будете лишние вопросы нам задавать. Нет, такой студент нам не нужен». Вот такое сейчас Щукинское училище. В общем, посмотрел я на все это и перехотел учиться.
ДОСЬЕ «КП»
Родился 20 февраля 1962 года в Минске. Окончил в 1984 году Белорусский государственный театрально-художественный институт. После службы в армии работал в филармониях в Тамбове, Гродно, в оркестре в Минске. В 1989 году организовал рок-группу «Доктор Моро» в Санкт-Петербурге. По возвращении в Минск работал в Национальном академическом драматическом театре им. Горького. В 1999 году создает группу «Сестра», с которой выпустил 10 дисков. С 2009 года является актером МХАТ под управлением Татьяны Дорониной.
Женат. Жена Инна работает в банке. Дочери Екатерине от первого брака теперь 23 года. Она студентка Московской консерватории имени Чайковского. Вторая дочь Марина 15 лет, заканчивает школу с языковым уклоном, собирается поступать на геофак МГУ.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Концерт Алексея Шедько и группы «Сестра»
2 марта, в 19:00
Билеты: 100 000 - 500 000 руб. Тел.: (17) 328-66-88
