Конунги Гардарики. Сигрлами и Радбарт
Ненаписанная история Варяжской Руси
Рюрику, конечно, сильно повезло: он появился на Руси ровно в тот момент, когда эпоха устных преданий сменилась эпохой письменных свидетельств. И эти первые свидетельства были о нем. А все, что было на Руси до Рюрика и осталось незаписанным, ныне почти забыто. Так и вышло, что с чужестранца Рюрика, чья историчность до сих пор не доказана, началась русская история, какой мы ее знаем.
А все-таки очень интересно какой была Русь до летописей? Что могут рассказать об этом мире мифы?
Скандинавские саги немало рассказывают о территории будущей Руси, которую они называют Гардарикой страной городов. Это варяжское государство на славянских землях, существовавшее несколько столетий и игравшее заметную роль в европейской политике. Его столица крепость Альдейгью (Старая Ладога), которая в сагах оказывается гораздо древнее, чем считают современные ученые.
Вообще с мифами такая проблема, что если отнестись к ним серьезно, они могут нам всю историю верх дном перевернуть. Триста лет норманисты и антинорманисты ломают копья из-за одного только правителя-варяга, а саги называют имена почти полусотни других рюриков, его предшественников. И в их мифических биографиях, возможно, зашифрованы четыреста лет нашей ненаписанной истории.
А может наша история начинается еще раньше, ведь первый конунг Гардарики, согласно сагам, правил еще в IV веке то есть, во времена Римской империи, готов и гуннов
Конунг Сигрлами: варяжский меч на Каталаунских полях
Чем старше история, тем больше в ней выдумки. Первый правитель Гардарики жил в IV веке, и его история начинается совсем как детская сказка: однажды конунг гулял по лесу и случайно встретил двух гномов
Конунг действовал решительно: выхватил меч и так запугал коротышек, что они согласились выполнить любое его желание. Сигрлами потребовал выковать ему волшебный меч такой, чтоб никогда не ломался, не ржавел, с лёгкостью прорубал железо и камень и всегда приносил победу. Конунг дал мечу имя Тюрфинг, не подозревая, что это прекрасное оружие скоро станет причиной его смерти
В это время в Альдейгью приплыл викинг-берсеркер Арнгрим. Арнгрим возжаждал волшебный меч конунга и поклялся добыть его любым способом. Хотя на самом деле способ мог быть только один: убийство.
Берсеркер напал на Сигрлами, как только застал его одного. Их битва была недолгой, но яростной: меч Тюрфинг пробил щит Арнгрима, но тот отвел удар и меч подвел конунга, воткнувшись в землю; тогда берсеркер отрубил Сигрлами правую руку, выхватил из нее волшебный меч и убил им правителя Гардарики.
На этом история конунга Сигрлами заканчивается, но история меча Тюрфинг продолжается (потому что сага о мече, а не о конунгах и берсеркерах). После череды приключений меч оказывается у короля готов Ангантюра и тот выходит с ними на Каталаунские поля, где развернулась трехдневная битва, в которой армия римлян, готов и франков остановила Бич Божий вождя гуннов Аттилу. Сага утверждает, что меч из Гардарики сыграл едва ли не решающую роль в этой победе: в решающий момент битвы Ангантюр вышел из стены щитов, стал во главе войска и, взяв Тюрфинг в руки, начал рубить людей и коней. Гунны дрогнули и отступили.
То есть, если верить Саге о Хервёрe, меч из Варяжской Руси спас Европу от гуннов и победил великого Аттилу.
Конунг Радбарт: первое чудесное спасение Руси
Конунг Радбарт, сидевший на троне Гардарики в конце VII века, не был выдающимся правителем. Он прославился лишь тем, что начал самую безрассудную войну по самой прекрасной причине - из-за любви
Дело было так. Великий конунг Ивар Широкие Объятия создал единственную в своем роде империю викингов - объединил почти все рода, кланы и племена Скандинавии под своей властью. Викинги нередко брали города отрядами человек в 50, и когда Ивар собрал этих выдающихся бойцов в тысячные армии, у них просто не было достойных противников. Швеция, Дания, часть Англии, Эстония, Саксония, - за несколько лет Ивар завоевал почти весь известный ему мир.
Ивар, казалось, прибыл к викингам из другого времени: его холодная безжалостность и утонченное коварство были бы уместны в Риме папы Борджиа, а среди простоватых жителей Темных веков Ивару Широкие Объятия, наверное, было просто скучно. И он развлекал себя тем, что воевал, почти не используя армию, побеждая противников одним лишь коварством.
Так он победил другого варяжского завоевателя - Хрёрика Метателя Колец. Когда тот покорил Курляндию и землю венедов, Ивар вдруг сильно зауважал своего молодого конкурента. Он постоянно хвалил парня, устраивал в его честь пиры и наконец настолько проникся их дружбой, что сам предложил Хрёрику руку своей красавицы-дочери Ауд по прозвищу Богатая.
Приданное соответствовало прозвищу невесты. Ивар не поленился приехать в дом жениха и рассказал его семье, какие подарки он подготовил новобрачным. Причем разговор он вел так искусно, что Хельга, младший брат Хрёрика, решил, что и у него тоже есть шанс на такой удачный брак Ивар был доволен: красивая женщина и внезапное богатство сделают врагами кого угодно. Ауд выбрала Хрёрика, но их свадебный пир закончился пьяной дракой, а на следующий день у жениха началась не только семейная жизнь, но и война с родным братом. Она была недолгой, но кровавой. В финале старший брат убил младшего.
А после этого Хрёрику сообщили, что в Курляндию вторглась огромная армия Ивара, которая просто сметает со своего пути его поредевшие в междоусобице отряды. Зять понадеялся на милость тестя, сдался в плен и тут же был убит. Внезапно овдовевшая Ауд бежала от отца в Гардарику, где разбила сердце старому конунга Радбарту. Тот смотрел на нее как собачка и твердил, что не боится ни конунга Ивара, ни его армии и сможет защитить от них свою женщину.
На этом история Гардарики должна была закончиться (а история Руси тогда вряд ли началась бы) - разгневанный Ивар пообещал, что в стране городов камня на камне не оставит. Вскоре его армия пошла на Гардарику. У дружины Радбарта не было и шанса ее остановить. Прекрасно это понимая, конунг вскоре совсем перестал интересоваться приготовлениями к битве и проводил все время с Ауд, стараясь не думать о будущем.
Гардарика и ее конунг ждали смерти с обреченностью баранов, но дождались чуда. В районе Карельского перешейка великий конунг Ивар Широкие Объятия внезапно погиб какой-то нелепой смертью упал со скалы или что-то в этом роде. Его империя тут же начала разваливаться и армия повернула назад
Наверное, это был первый случай чудесного спасения Руси (будущей) перед лицом неминуемой гибели. Но в ее истории такие чудеса повторятся не раз - Тамерлан вдруг отменит поход на Русь, а немцы не пройдут 20 последних километров до Москвы.
Гардарика словно оставила нам в наследство немного своей варяжской удачи.
