Ульяновские журналисты борются за свои права, или Как региональные законодатели нарушают законы
Подробно изучив проект постановления, многие ульяновские журналисты пришли к выводу, что нововведения сильно противоречат закону о СМИ. Начать стоит с того, что в соответствии со статьей 47 Закона «О СМИ» журналист и без какой-либо аккредитации имеет право «посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом», а согласно статье 38 закона, «государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации». На основании этого и без какой-либо аккредитации журналист имеет право посещать те или иные открытые мероприятия органа власти, запрашивать и получать своевременно необходимую информацию. Только вот в ульяновском ЗСО всё иначе. Если журналиста нет в списке аккредитованных СМИ, дальше проходной его не пропустят.
Интересен и тот факт, что, согласно новым правилам, журналиста можно будет лишить аккредитации в случае «распространения журналистом не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство должностных лиц ЗСО, либо деловую репутацию ЗСО». Слегка напоминает строгую цензуру? Действительно так. Стоит припомнить масштабный скандал на всю страну с участием президиума ЗСО, когда последние пытались сорвать выступление депутата коммуниста громкой музыкой и своим бесконечным смехом. Безусловно, этот случай выставил и депутатов и всё ЗСО в крайне негативном свете. ( http://ulnovosti.ru/content/1/32298/ ) Можно предположить, что теперь, в случае принятия новых правил, все средства массовой информации, которые пишут о событиях ЗСО без прикрас, могут быть лишены аккредитации.
Есть в проекте постановления ещё один интересный пункт. Журналист может быть лишен аккредитации в случае не соблюдения установленных в ЗСО правил поведения, соответствующих официальному характеру его деятельности. Удалось выяснить, что никаких правил поведения в ЗСО также не существует. На деле при желании под этот пункт смогут подогнать всё, что угодно: от цвета ботинок журналиста до громкости затвора камеры.
Также журналисты отмечают, что «сама аккредитация несет в себе задачу создания максимально комфортных условий для работы журналистов с целью наиболее объективного и оперативного освещения событий (см. комментарии юристов Фонда защиты гласности, «Пресс-службы и гласность», Издание «Юридический мир», 2006 г.). А это - обеспечение их в данном случае раздаточным материалом по всем вопросам, рассматриваемым на заседании ЗСО, обеспечение журналистов необходимыми коммуникационными возможностями - телефон (в том числе - междугородняя связь), компьютер, факс, ксерокс, доступ к сети Интернет), оперативный доступ к архивам, быстрое решение вопросов по получению комментариев тех или иных депутатов, беспрепятственный доступ в любое (рабочее) время в здание органа власти и его подразделений. Однако в данном проекте «правил аккредитации» именно этого, главного, и нет».
В проекте постановления много и иных нарушений законодательства. Так, к примеру, требование указания адреса места жительства журналиста в заявке на аккредитацию является нарушением законодательства о персональных данных (что тоже подтверждается юристами Фонда защиты гласности).
Прежде чем заниматься законодательном творчеством, депутатам стоило бы решить существующие проблемы До сих пор не восстановлены трансляции заседаний, которые обещали возобновить в начале года. Журналистам даже элементарно отказывают в доступе на обе ложи для более комфортной работы, а иногда и придумывают несуществующие регламенты о разделении лож на «для снимающих» и «для пишущих СМИ». ( http://ulnovosti.ru/content/20/32280/ )
Кстати, само журналистское сообщество с нововведениями ознакомить не удосужились, никого из прессы на профильный комитет, где рассматривался проект постановления, также не приглашали.
Светлана Васнецова
