Эволюция мелодрамы
Ее создатель — Джон Краули — из тех, кого принято называть всеядными режиссерами средней руки. За свою относительно недолгую карьеру он успел поработать во многих жанрах: от триллера («Разрыв») до сериала («Настоящий детектив»). Однако больше всего его тянуло и тянет к разговорам «за жизнь». И фильмы вроде «Мальчика А» или «Есть там кто-нибудь?» — отличное тому подтверждение. Единственное, что явственно объединяет все проекты режиссера, — это аутентичная ирландская ментальность, родная для Краули. Темы свободы, внешней и внутренней борьбы и самоидентификации личности так или иначе присутствуют в каждой работе. И «Бруклин» не исключение.
По сюжету молодая ирландка Эллис Лэйси отправляется из родного городка в Ирландии в Нью-Йорк (Бруклин — его самая ирландская часть) в поисках лучшей доли. Она пытается адаптироваться к новой для себя среде, но трагические вести из дома заставляют ее вернуться. Сказать, что визуализация этой на первый взгляд плоской истории блещет оригинальностью, — значит безбожно солгать. Краули хорош в другом. «Бруклин» добротно сколочен по части работы художников и декораторов, но все это на экране мы уже видели неоднократно: классические интерьеры 50-х годов прошлого века, не менее привычные для той поры прически, костюмы и грим. Что диссонирует с этой идиллией, так это работа оператора: кто-то (может статься, что и режиссер) решил, что живая камера, вроде как документирующая нелегкий путь героини, — это полезно для эффекта погружения в происходящее. Отнюдь. Когда стерилизованные картинки ирландского провинциального уныния и карамельной гармонии Большого Яблока начинают подрагивать стараниями Ива Беланже, погружение тут же обрывается. Подобные трюки были на пользу историям «Далласского клуба покупателей» и «Дикой», к которым Беланже также приложил руку, но в «Бруклине» выглядят чужеродно и временами почти сводят на нет старания актеров, весьма удачно вписавшихся и в атмосферу, и в персонажей.
Солирует здесь, разумеется, исполнительница главной роли Сирша Ронан, знакомая многим по работам в фильмах «Милые кости» и «Ханна — совершенное оружие». Впрочем, как типаж минувшего века она идеально выглядела в картине Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». И в «Бруклине» не подвела. Именно на ее игре, лишенной всякого пластического и мимического сора, держится фильм. Недаром актриса номинируется в этом году на «Оскар». Премия, конечно, давно себя дискредитировала, однако в компании у Ронан в этом году, кроме прочих, Кейт Бланшетт и Шарлотта Рэмплинг — это ли не показательное сравнение? Неспешность и вязкость повествования фильма сделали игру молодой актрисы главной точкой фокусировки внимания, и оттого ею на отлично сыграны даже самые легковесные в плане смыслов эпизоды. Меж тем все они — строгая логическая цепь развития истории и этапы реформирования личности: от деконструкции себя в условиях нового общества до подсознательной перестройки в новое «я». Каждая из этих ступеней на пути к высшей точке — признанию своей обновленной сущности — пройдена актрисой весьма достойно.
Безусловно, подобное воплощение главной героини одноименного романа Колма Тойбина похвально, однако в структуре режиссерского замысла оно лишь инструмент для создания фундамента, формирования самой сути, если хотите, выражения тех самых мыслей, которые давно стали для режиссера фильмообразующими. Вот где Краули таки хорош. На самой поверхности он разложил ванильные темы любовного треугольника, тоски по дому и одиночества в незнакомом мире, но под спудом всего этого оказались деликатно припрятаны вещи куда более вдумчивые. Среди них — тема родины и болезненное ниспровержение старой как мир истины «где родился — там и пригодился», тема взроления личности благодаря и вопреки обстоятельствам, в конце концов, тема выбора собственного духовного и физического пути.
Да, все это довольно непросто наблюдать два часа кряду, если вы не поклонник картин о сильных женщинах и о том, как они таковыми становятся. Да, шаблонное воплощение истории здорово навевает скуку и подталкивает к тому, чтобы отложить лопату и не копать в глубину. Однако закамуфлированное всем этим киногипюром содержание выводит фильм на несколько иной уровень. Это уже не просто мелодрама. Это чуть больше, чем мелодрама.
