Непокоренная Чукотка. Начало
Как русские проиграли 150-летнюю войну с чукчами
Впервые русские повстречались с чукчами, когда те в 1641 году напали на Колыме на сборщиков ясака (дани).
Чукчи не походили ни на один сибирский народ, встреченный русскими до этого. Это был народ-завоеватель, постоянно терроризирующих набегами своих соседей, которых чукчи за людей не считали. Они, кроме себя, никого людьми не считали: словом луораветлан (человек) на их языке назывались только сами чукчи.
Чукчи раньше тоже не встречали таких, как русские. Это были казаки, полувоенные формирования которых меньше чем за сто лет покорили огромные территории Сибири. На этом пути они приводили в ужас местные племена своей бешеной храбростью и непонятной сибирякам жестокостью. Энцы в своих сказках описывали русских, как людей, движущийся с верховьев Печоры и уничтожающий все на своем пути: Найдут народ и бьют, бьют сразу. В фольклор многих сибирских народов вошла про казаков характерная история: придя в новую землю, они разбрасывают бисер, железо, сладости, а когда туземцы подходили, давали из засады залп.
Экспансия народа каменного века встретилась с экспансией XVII века. Первые лет двадцать враждебную активность проявляли только чукчи: они постоянно нападали на русских сборщиков дани и на подвластные Белому царю племена юкагиров и коряков. В 1702 году юкагиры уговорили русских совершить против чукчей совместный карательный поход. Большой по местным мерками отряд из 24 русских и 110 юкагиров и коряков под командованием казака Алексея Чудинова дошел до Анадырского залива и разорил там становище. На следующий день они оказались окружены сотнями воинов в костяных доспехах. Казаки и их союзники поставили сани кругом и держали оборону пять дней, а потом смогли прорваться и отступить.
В 1727 году Сенат Российской империи издал мнение:
Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить.
Для этого на Чукотку отправили отряд из 400 казаков. Во главе всей экспедиции был поставлен якутский казачий голова Афанасий Шестаков, а военную команду возглавлял капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.
Шестаков и Павлуцкий почти сразу же разругались насмерть, по пути до Якутска несколько раз дрались, а когда прибыли, разделили отряд между собой и в дальнейшем действовали независимо, усилившись воинами местных племен.
В 1729 году покорение Чукотки началось.
Указ Сената уточнял, что надо уговаривать в подданство добровольно и ласкою. Но этот пункт казаки сразу проигнорировали, заранее зная, что слухи об их жестокости до Санкт-Петербурга не дойдут, а если и дойдут, то их не накажут.
Дмитрий Павлуцкий и его отряд в 1730-31 гг. совершили два похода на Чукотку. Объясачивали чукчей так: отказывающихся платить дань сжигали в жилищах вместе с семьями.
Афанасий Шестаков пошел со своим отрядом к Анадырску, собирая по пути ясак с оседлых коряков. В марте 1730 года ему не повезло встретить крупный отряд воинов-чукч, которые как раз совершали на коряков набег. На реке Егаче 20 казаков и 113 тунгусов, якутов и коряков были атакованы сотнями чукч (казаки потом уверяли, что врагов было две тысячи, но эта цифра явно завышена).
Переговоров перед боем не было. Шестаков поставил тунгусов справа, якутов слева, в центре коряков и казаков, которые подпустили чукч поближе и дали залп из ружей. Другие сибирские племена, не знающие огнестрельного оружия, после этого обычно в ужасе разбегались, но чукчи приняли залп в грудь как должное, ответили на него градом стрел, и бросились в рукопашную, не давая казакам времени перезарядить оружие.
Коряки побежали сразу, за ними тунгусы и якуты. Последние угодили в засаду отряд чукч зашел к врагам в тыл.
Афанасий Шестаков, который находился позади своего войска в импровизированном укреплении из саней, побежал на помощь товарищам. Он убил десятки чукч на бегу топором, но потом чукотская стрела попала ему в горло. Шестаков вырвал ее и запрыгнул в первую попавшуюся нарту. Она оказалась чукотская, управлять он ей не умел, и олень инстинктивно привез его к своему хозяину, который тут же добил истекающего кровью атамана копьем.
Кроме Шестакова в бою погибло 10 казаков, 11 тунгусов, 6 якутов и один крещеный коряк. Остальным удалось спастись лишь потому что чукчи не стали их преследовать. Как трофей чукчи взяли знамя отряда, 12 ружей-фузей, 12 ручных гранат и 12 железных доспехов-куяков.
Учитывая малолюдность тех мест, это была очень крупная победа. Под ее влиянием против русского господства восстали коряки и ительмены, но отряд Павлуцкого прошелся по их стойбищам и власть Белого царя была восстановлена. После этого отряд Павлуцкого совершил несколько походов на земли чукч, нанес им несколько поражений, но до конца покорить и объясачить не смог.
Чукчи вообще как-то не поняли главную тему, с которой русские к ним пришли выплата дани. Они часто собирались в своих ярангах, обдумывали и обсуждали действия казаков, пытались понять, чего они хотят. Ответ песцовых шкурок и желтых камешков они отбрасывали как нерациональный. Столько горя и крови из-за такой ерунды? Это было даже как-то несерьезно. В конце концов, они решили, что в этом смысл существования русских: убивать их, чукч. Такова наша кровожадная природа, мы для них как белые медведи для тюленей
Между народами началась долгая война с немалыми жертвами.
