«Никаких предпосылок для изменения пенсионного возраста не наблюдается»
Об этом заявила член комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб в ходе пресс-конференции в НСН.
По ее словам, в последнее время ходит очень много разного рода слухов, вбросов информации о возможном увеличении пенсионного возраста: «На самом деле, очень большое количество этих вбросов идет со стороны наших недругов, если не сказать, врагов. Это как раз та информация, которая способна расшатать Россию изнутри. Я уже, наверное, в двадцатый раз повторю, что сейчас никаких предпосылок для изменения пенсионного возраста не наблюдается».
Как отметила Светлана Бессараб, из-за увеличения продолжительности жизни количество россиян пенсионного возраста постоянно увеличивается, а число граждан трудоспособного возраста из-за демографических ям, наоборот, уменьшается.
«Из-за демографических ям у нас образовалась такая ситуация, когда на 43 миллиона пенсионеров приходится 75 миллионов работающих. Это соотношение, которое заставляет говорить об изменении пенсионного возраста, но повторюсь, что пока мы идем в рамках предыдущего решения (пенсионной реформы, которая началась с 1 января 2019 года. – С. И.). Только в 2028 году закончится переход по изменению пенсионного законодательства, и в ближайшие 15 – 20 лет никаких предпосылок для изменения пенсионного возраста не будет, даже если у нас соотношение из-за уровня рождаемости будет отставать. Мы же понимаем, что сейчас производительность труда может расти не за счет увеличения количества работающих, а за счет перехода на новые технологии: цифровизации, роботизации, автоматизации производства и т. п. Поэтому я думаю, что и при существующем балансе работающих и пенсионеров мы сможем обеспечить пенсионную систему», – заявила Светлана Бессараб.
По ее словам, на сегодняшний день ни один российский пенсионер не получает доходы ниже величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ: «Доплата до прожиточного минимума пенсионера происходит не только в Москве, но и во всех регионах РФ. Различается только уровень доплаты: если прожиточный минимум региона ниже федерального прожиточного минимума, то доплачивают из федерального бюджета. Если же прожиточный минимум региона выше федерального, например, как в Москве, то в этом случае социальная доплата идет из регионального бюджета. Таким образом, ни один пенсионер в России не получает доходы ниже величины прожиточного минимумам пенсионера в соответствующем субъекте РФ».
Активное долголетие, по ее словам, все-таки невозможно без участия в какой-то деятельности: «Это может быть трудовая деятельность или любая иная: сейчас многие пенсионеры учатся рисовать, танцевать и так далее, но главное – это активность. Как говорят новые медицинские исследования, невозможно сохранять ментальное здоровье, если ты чем-то не занят. Я не говорю, что нужно обязательно работать. Возможно, достаточно чем-то увлекаться, но вместе с тем, на сегодняшний день 8 миллионов пенсионеров у нас работают. И это только те, кто работает официально».
По данным Социального фонда на январь 2026 года, в Москве числится более полумиллиона работающих пенсионеров, в Подмосковье – более 400 тысяч, в Санкт-Петербурге – свыше 300 тысяч.
Участвовавший в пресс-конференции председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский также не прогнозирует изменений пенсионной системы в ближайшие годы: «Надо дождаться 2028 года. Дождаться окончательного выполнения тех изменений, которые были введены в законодательство с 2019 года, и только после этого подходить к анализу ситуации. Потому что обещанного мы пока не выполнили, и те намеченные рубежи, которые были озвучены в конце 2018 года, они до сих пор не достигнуты. А рубежи были ориентировочно следующие: 2,5 – 3 прожиточных минимума должны быть тем средним уровнем (размер средней пенсии. – С. И.), который намечался в то время. Пока мы этого не достигли, и это обидно. Сейчас разрыв между средней зарплатой и средней пенсией, к сожалению, говорит о плохой тенденции. С этим надо что-то делать».
Валерий Рязанский посоветовал нашим законодателям вводить показатель не средней пенсии, а средне-медианной. По его словам, это позволило бы получить более объективную статистику.
Сергей Ишков.
Фото Кирилла Зыкова / агентство «Москва»
