"Для меня Петя Гуменник – чемпион": о фигуристе из Петербурга рассказала его первый тренер
В школу фигурного катания "Спартак" на улице Бутлерова Петю Гуменника родители привели, когда мальчику было четыре года.
– В 2006 году ко мне в группу пришёл смешной мальчишка с большущими глазами, – вспоминает тренер Татьяна Юрышева. – Он был самым маленьким среди своих ровесников.
Молчаливый пахарь
По словам Татьяны Юрышевой, на тренировки Петю Гуменника чаще всего водил папа или дедушка.
– Мама как раз была беременна вторым ребёнком, – продолжает Татьяна Борисовна. – Папа и на соревнования нас иногда возил. Петю не надо было как-то мотивировать или заставлять, как других детей. Он сам хотел заниматься. В основном малыши разговорчивые и эмоциональные. Петя – молчаливый пахарь, приходил на тренировку и понимал, что нужно работать.
Татьяна Юрышева и Петя Гуменник
из личного архива Татьяны Юрышевой
Фото:
Победить дракона
Каждый год тренер вывозила учеников на сборы.
– Пока другие дети развлекались, Петя доставал тетрадку, которую ему давала с собой мама, – рассказывает тренер. – Ему лет пять было, а он уже умел и читать, и считать. В "маминой" тетрадке были расписаны задания на каждый день. Открываешь очередную страницу и читаешь: "Здравствуй, Петя. Ты должен сегодня прописать палочки и крестики. И не забудь решить две задачи". Как-то увидела, что Петя плачет. Оказалось, что он не может решить задачу. Условия там были примерно такие: "Богатырь Петя на коне прискакал к замку, увидел четырёхглавого дракона. Богатырю надо было спасти принцессу. Он срубил одну голову, потом ещё одну. Сколько всего голов срубил Петя и сколько у дракона осталось?" В результате решали задачу сообща.
"В жизни маленький Петя был замкнутым и мало-эмоциональным, но на льду раскрывался".
Татьяна Юрышева
Петя и Даша Антонова на спортивных сборах (середина 2000-х)
из личного архива Татьяны Юрышевой
Фото:
Полезные подарки
Пётр Гуменник вырос в многодетной семье. Его отец – священник, мама – врач. У Петра есть два брата и сестра.
– Никогда Петю не баловали, – говорит Татьяна Борисовна. – Помню, ему исполнялось пять или шесть, мы как раз были на сборах. Родители передали ему подарок и попросили открыть его в день рождения. Думала, что там игрушка. Но нет. Родители передали шорты для занятий физкультурой, тельняшку и сборник былин про богатырей. Мы тогда все скинулись и купили Петьке машинку на радиоуправлении. Я была уверена, что он тут же начнёт её испытывать. А Петя сложил подарок в коробку и сказал, что запустит машинку дома вместе с семьёй. Постоянно привозил со сборов подарки для близких. Когда у него родился брат Ваня, купил тазик, чтобы мама в нём купала малыша.
Пётр Первый
Параллельно с фигурным катанием Петя Гуменник занимался в музыкальной школе, пел в церковном хоре.
– Мы, когда ставили программу, всегда советовались с детьми, под какую музыку они хотят кататься, – говорит тренер. – Кто-то выбирал песню про кота Леопольда, кто-то про "Оранжевое лето". А Петя Гуменник выступал исключительно под классику. И всегда стремился быть первым, добиваться своей цели. И добивался, часто побеждал. Иногда до смешного доходило. Собираемся на соревнования. Тренеры узнают, что едет Гуменник, и все мальчики начинают резко сниматься со старта: если Петя едет, значит, он будет первым. Тогда его и стали называть другие фигуристы, а потом и поклонники Петром Первым.
из личного архива Татьяны Юрышевой
Фото:
Прорубил окно
У Татьяны Юрышевой Пётр Гуменник тренировался до пятого класса.
– Передала его Алексею Мишину, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Но если я была для Пети матерью-наседкой, то Алексею Николаевичу не хватало времени заниматься новичком. У него тогда ещё Евгений Плющенко тренировался, другие, уже взрослые ребята. В общем, Пете психологически было тяжело. Позже, когда открылась школа Тамары Москвиной и туда ушла тренер Гуменника Вероника Дайнеко, Пётр тоже там оказался. Несмотря на то что я давно не тренирую Петю, мы постоянно на связи и с ним, и с его семьёй. Я ему написала после выступления на Олимпиаде: "Петька! Мне понравилось. Ты молодец!" Считаю, что он выступил блестяще, и для меня мой Петруша – чемпион. Он пробил себе окно на международные соревнования, уверена, что через четыре года он снова поедет на Олимпийские игры и победит.
