ЕС бросает из крайности в крайность: выбраться из ямы Брюссель не в силах
Лидеры ЕС признали очевидное: экономика континента переживает глубокий кризис, а темпы роста безнадежно отстают, пишет WP. Однако призывы к спасению конкурентоспособности голословны: на практике Брюссель продолжает душить бизнес бюрократией. Разрыв между словами политиков и реальностью становится главной угрозой для будущего Европы.
Нападки на бизнес со стороны ЕС говорят громче речей их лидеров.
Влиятельнейшие лидеры Европы все чаще признают во всеуслышание, что их континент оказался в глубоком кризисе. Это долгожданная перемена, но чтобы устранить все накопившиеся проблемы европейского проекта, одних решительных заявлений на встречах в верхах мало.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
С некоторых пор регулированию промышленности Европейский союз уделяет внимания больше, чем ее процветанию. Такая лестница приоритетов объясняет, почему средний темп роста блока из 27 стран в прошлом году оказался более чем скромным и составил всего 1,6%. Экономика континента не ускорится до тех пор, пока не изменится порочный менталитет "сперва отрегулируй, а потом подумай".
На прошлой неделе европейские лидеры собрались в замке XVI века и согласовали некий "план действий" по повышению конкурентоспособности Европы. Как и всегда, подробности крайне скудны.
Канцлер Германии Фридрих Мерц призвал Евросоюз к "либерализации всех отраслей". Премьер-министр Италии Джорджа Мелони заявила, что Европа "зарегулировала" всю промышленность и что дальше так продолжаться не может. А президент Франции Эммануэль Макрон — что Евросоюзу необходимо стремиться к независимости из-за "постоянной нестабильности со стороны США", а также "китайского цунами на торговом фронте".
Однако делать козлом отпущения иностранцев — опрометчиво и близоруко. Отставание европейских компаний в гонке искусственного интеллекта должно беспокоить лидеров больше любых речей президента США, что бы он там ни говорил.
Стоимость европейских акций в начале этого месяца рухнула после того, как калифорнийская компания Anthropic представила новую модель, которая грозит стремительным устареванием, в частности, легальному программному обеспечению. Где же, спрашивается, европейский аналог Anthropic?
Компания DeepMind была основана в Велиобритании, но еще десять лет назад была куплена Google и перенесла важнейшую работу в области искусственного интеллекта в США. Крупнейшая и самая многообещающая ИИ-компания Европы, Mistral AI со штаб-квартирой в Париже, прошлой осенью была оценена в 14 миллиардов долларов — сумма, что и говорить, солидная, однако она не идет ни в какое сравнение с оценочной стоимостью OpenAI в 500 миллиардов долларов или xAI Илона Маска в 250 миллиардов долларов.
Ссору, вспыхнувшую ранее в этом месяце между Маском и социалистическим правительством Испании, как обычно, своими подстрекательскими твитами спровоцировал сам миллиардер. Но предложенные Испанией жесткие меры против технических компаний, попытки регулировать алгоритмы и оскорбительные эпитеты "каста технарей" и "хищники" из уст министра юстиции свидетельствуют об общей враждебности к первопроходцам, не чурающимся рисков.
Рейды полиции в офисах X в Париже также не прибавляют Европе привлекательности с точки зрения предпринимателей. Маск, безусловно, обязан приструнить своего чат-бота Grok, который "раздевал" женщин и девушек. Но складывается ощущение, что во Франции скорее устроят очередную облаву в офисе иностранной фирмы, чем создадут условия для местных компаний, чтобы они создали нечто конкурентноспособное на мировом рынке.
Европу вообще слишком часто бросает из крайности в крайность — от назойливого регулирования в Брюсселе до непомерных расходов на промышленную политику в национальных столицах. Старому свету будет трудно выкарабкаться из ямы медленного роста. И это предостережение американцам, которые тяготеют к той же модели.
