Воин-интернационалист из Татарстана, ветеран вневедомственной охраны Росгвардии Хайдар Фатихов рассказал об истории афганской войны
15 февраля исполнится 37 лет со дня вывода советских войск из Афганистана – день, ставший Днем памяти воинов-интернационалистов. Среди тех, кто проходил срочную службу в Афганистане, был и Хайдар Габдулгазизович Фатихов, ветеран вневедомственной охраны Татарстана, прапорщик милиции в отставке.
Путь 18-летнего Хайдара Фатихова в далекую восточную страну начался, как и у большинства его сверстников: призыв в Советскую армию, учебная часть, а затем – своя боевая история. В ноябре 1985 года в республиканском военкомате новобранца Фатихова определили в команду «20-А» и отправили поездом в город Теджен Узбекской ССР. Там, в воинской части, готовили рядовых специалистов для Афганистана, и Хайдар осваивал профессию техника-водителя БМП.
В середине мая 1986 года обучение завершилось, и рядового Фатихова вместе с другими курсантами военным авиатранспортом перебросили в афганский Кундус. Молодого бойца распределили водителем БМП в 6-ю роту второго батальона 149-го гвардейского мотострелкового полка. Личный состав этого легендарного полка участвовал в крупномасштабных боевых операциях и рейдах как в ближних, так и в удаленных провинциях Афганистана. Подразделение выполняло рейдовые функции, а также несло службу на блокпостах и сторожевых заставах в своей зоне ответственности.
По словам прапорщика милиции в отставке Хайдара Габдулгазизовича Фатихова, на войне он познал настоящую армейскую дружбу и взаимовыручку.
«Сначала я некоторое время служил в пункте постоянной дислокации части. Ходил в караулы, участвовал в небольших операциях местного характера. Работа на БМП, в основном, заключалась в доставке десанта к кишлакам. Десантники проводили зачистку в населенных пунктах, где подозревалось присутствие бандформирований, а боевые машины вставали вокруг кишлака, отсекая его от гор и зеленой зоны. Позднее мы вместе с десантниками участвовали только в оцеплении. Внутрь кишлаков заходили лишь бойцы подразделений регулярной афганской армии. Осенью меня перевели в боевое охранение на заставу, расположенную в 20 километрах от города. Там находились три танка с экипажами, три боевые машины пехоты и взвод мотопехоты. Справа от заставы был обрыв, уходящий в пропасть, а слева – зеленая зона. Застава называлась «Плато», таким же был и позывной для рации. Пустить вертолет «под зеленкой», где на каждом километре укрывались душманы, считалось равносильно смертному приговору его экипажу. Поэтому за продуктами, водой, снарядами, патронами и гранатами в полк нам приходилось ездить самим, на своей технике, что, как позднее выяснилось, также было небезопасно. Сначала на фугасе подорвалась одна из полковых боевых машин пехоты. Машина перевернулась, раздавив сидящих на броне бойцов. А через несколько дней почти на том же месте духи взорвали танк и прицельным огнем из «зеленой зоны» уничтожили спасающихся членов экипажа», – рассказал воин-интернационалист.
Служба в Афганистане для рядового Хайдара Фатихова завершилась в ноябре 1987 года. С боевой заставы его, вместе с другими демобилизованными солдатами на транспортном вертолете МИ-26 доставили в пограничный г. Хайратон, а оттуда по мосту Дружба они выехали в город Термез и далее на Родину.
На службу во вневедомственную охрану воин-афганец поступил сразу после демобилизации - на должность милиционера Отдельного батальона ведомственный милиции по охране государственных и партийных учреждений УВО при МВД по Республике Татарстан. На пенсию вышел в 2011 году в звании прапорщика милиции.
