Черный рынок российской и иранской нефти в беде — Bloomberg
Миллионы баррелей российской нефти накапливаются в хранилищах и танкерах, не находя покупателей. Индия и Турция теперь массово уходят от подсанкционной нефти, выбирая легальные поставки.
Незаконный рынок российской нефти, годами кормивший бюджет в обход санкций, столкнулся с кризисом перепроизводства и падающего спроса. Об этом пишет Bloomberg, анализируя состояние черного рынка российской и иранской нефти.
Покупателей нет
По словам Бласа, еще недавно контрабанда нефти была настолько прибыльной, что санкции США и ЕС не могли ее остановить. Оборот черного рынка достигал около 1 млрд долларов в день, и поток нефти продолжал идти, несмотря ни на что.
Теперь ситуация изменилась. Впервые за все время санкционной войны аналитик фиксирует явные «трещины» в этом бизнесе. Миллионы баррелей российской и иранской нефти остаются непроданными и накапливаются в наземных резервуарах и танкерах, превращенных в плавучие хранилища.
Покупатели уходят
Ключевая причина проблем — не только давление Запада, хотя оно сыграло свою роль. Главное в другом. Покупатели получили широкий выбор легальной нефти по приемлемым ценам. Соблюдать правила стало дешевле, чем их нарушать.
Индия и Турция, еще недавно активно закупавшие российскую нефть в обход санкций, за последние два месяца без особых проблем перешли на альтернативные поставки. Индийские НПЗ закупают сырье на Ближнем Востоке, в Западной Африке, Бразилии, США и даже Аргентине. По словам представителей отрасли, альтернативы нашлись «удивительно легко».
Россия копит нефть, как неликвид
В результате избыток подсанкционной нефти концентрируется вне официального рынка, вдали от ключевых ценовых индексов Brent, WTI и Dubai. По оценкам Бласа, совокупные запасы российской и иранской нефти на суше и в море превышают 100 млн баррелей. Даже с учетом скидок их стоимость — не менее 5 млрд долларов.
Данные Kpler показывают масштаб проблемы. Только на плавучих хранилищах сейчас находится около 58 млн баррелей российской и иранской нефти. Для сравнения, в начале прошлого года этот объем составлял всего 6 млн баррелей. Это прямое свидетельство того, что нефть не уходит с рынка.
Россия пока может продолжать добычу, складируя непроданную нефть. Но у этого есть жесткий физический предел. Танкерные хранилища дают лишь временную отсрочку. Дальше выбор невелик: либо резать добычу, либо пытаться договориться с Вашингтоном об ослаблении санкций — сценарий, который для Кремля выглядит политически унизительным и пока мало реалистичным.
Черный рынок, который долго считался спасательным кругом для российской экономики, начинает превращаться в балласт.
The post Черный рынок российской и иранской нефти в беде — Bloomberg appeared first on РИА СВ.
