Прежние силы потерпели крах в Латинской Америке. Вот что пришло им на смену
Крах левых проектов в Латинской Америке открыл двери для агрессивного возвращения правых сил, действующих в тесной связке с администрацией Трампа, пишет колумнист La Jornada. По его мнению, регион превращается в ресурсный придаток для технологической трансформации Запада и стремительно теряет свою независимость.
Каковы проявления глобального трампизма в Латинской Америке? Национальная стратегия безопасности США на 2025 год вызвала ассоциации с дополнением Трампа к Доктрине Монро, где во главе угла стоит доминирование в технологической и финансовой сферах, смещение военного присутствия США в западное полушарие, расширение доступа к критически важным ресурсам и поддержка режимов, одобряющих программу Трампа.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В начале 2026 года у власти в Аргентине, Сальвадоре, Эквадоре, Гондурасе, Перу, Парагвае, Панаме, Коста-Рике и Чили находятся ультраправые и авторитарные правительства. Хотя не все эти правящие политические силы являются сторонниками Трампа, все они подвергаются сильному давлению со стороны транснациональных корпораций и капиталистов, стремящихся получить доступ к энергетическим и минеральным ресурсам для расширения цифровых технологий, которые будут способствовать трансформации глобальной экономики, а также подавлению народного сопротивления снизу. В качестве примера таких тенденций можно привести такие страны, как Эквадор, Сальвадор, Аргентину, Гондурас и Венесуэлу.
Трамп добил "единый Запад". Теперь ЕС придется принять судьбоносное решение
В Эквадоре правительство президента Даниэля Нобоа позволило жестоким преступным группировкам действовать безнаказанно и установить контроль над многочисленными бедными общинами. Только после того, как отчаявшееся от нестабильности и насилия со стороны мафиозных группировок население потребовало защиты, правительство вмешалось, объявив в 2024 году чрезвычайное положение и развернув войска по всей стране. Однако вместо того, чтобы бороться с преступными группировками, армия подавила народные протесты, возглавляемые местными общинами. Чрезвычайное положение послужило прикрытием для Нобоа, чтобы расширять добычу углеводородов и горнодобывающую промышленность, а также закрепить законодательные изменения, облегчающие присвоение и грабеж со стороны транснациональных корпораций.
Президент Сальвадора Найиб Букеле также ввел систему контроля над избыточной рабочей силой, основанную на манипуляциях в связи с нестабильной обстановкой и нагнетании страха перед преступностью и насилием в обществе, которые являются следствием постоянной бедности и безработицы. Букеле удалось воспользоваться потребностью общества в безопасности, объявить чрезвычайное положение и править с помощью указов и силы. Граждане чувствуют себя в безопасности на улицах, но остаются такими же бедными, как и до репрессий и незаконных арестов. Из-за сокращения социальных расходов во время президентского срока Букеле уровень бедности вырос почти до 30% среди населения, и еще 40% живут на грани нищеты.
В Аргентине перонисты одержали убедительную победу на парламентских выборах в сентябре 2025 года в ключевой провинции Буэнос-Айрес, где проживает почти 40% населения страны. Впоследствии Трамп предложил до 40 миллиардов долларов экономической помощи при широко известном условии, что ультраправый президент Хавьер Милей выиграет промежуточные парламентские выборы на национальном уровне, что ему удалось. Вслед за этим правительство приняло меры по разрешению вырубки лесов и добычи полезных ископаемых, в первую очередь на обширных, еще не разрабатываемых месторождениях меди в стране, в охраняемых приледниковых зонах, тогда как уровень бедности вырос с 42% до 53% среди населения.
Нечто похожее произошло в Гондурасе, где Трамп действовал в интересах международных капиталистических классов в сговоре с местными ультраправыми силами. Накануне выборов 30 ноября прошлого года американский президент пригрозил приостановить любую помощь США, если избиратели не выберут кандидата от ультраправых и сторонника Национальной партии Насри Асфуру. В то же время Трамп помиловал международного наркоторговца, бывшего председателя Национальной партии Хуана Орландо Эрнандеса. Во время своего президентства с 2014 по 2022 год Эрнандес уступил часть национальной территории на карибском острове Роатан американским рисковым капиталистическим компаниям для размещения там частного центра для технологических, криптовалютных и других непрозрачных финансовых операций, то есть в качестве частного владения с собственными правилами, налоговой и нормативной независимостью и арбитражными судами. Прогрессивное правительство Партии свободы во главе с Ксиомарой Кастро отменило эту концессию.
Сочетание трех факторов привело к шокирующим агрессивным действиям против Венесуэлы. Во-первых, безнаказанность, которой пользуется Израиль с его геноцидом против Газы, открыла двери для еще более варварского глобального капитализма, который даже не пытается узаконить свою жестокость с помощью норм международного права или прав человека. Во-вторых, США стремятся получить доступ к огромным запасам нефти и полезных ископаемых Венесуэлы при помощи более покладистого режима, чем режим Мадуро. В-третьих, США занимаются масштабной демонстрацией своей силы в этом регионе, используя Венесуэлу в качестве форпоста для насильственной экспансии в Латинской Америке.
Америка и весь мир находятся на перепутье. Неудачи левых правительств с их приоритетом государства и вертикальным контролем, авторитаризмом и коррупцией подготовили почву для возвращения крайне правых сил в большей части Латинской Америки. Когда левые пришли к власти, они пытались сдержать народную борьбу и потерпели неудачу. Находясь у власти, левые силы защищали и расширяли добывающую деятельность и политику, основанную на присвоении природы с целью максимизации выгоды транснационального капитала. С помощью левых сил удалось нейтрализовать протесты в капиталистическом государстве-гегемоне, так как они служили для передачи системной власти транснационального капитала и снижали антисистемный потенциал любых восстаний.
Уильям И. Робинсон — заслуженный профессор социологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре
