Рождество для саудитов
О ваххабитах формальных и практикующих
Накануне по новостным каналам прошло сообщение, что власти Саудовской Аравии официально разрешили праздновать христианские праздники, в том числе Рождество.
Мои друзья-саудиты это не подтверждают. Судя по всему, в роли первоисточника выступил оппонирующий Бен Салману канал, запустивший сгенерированный ИИ ролик. Тем более что подобный шаг требует официально изданной фетвы, а ее нет.
Так что формально страна по-прежнему остается теократическим исламским государством, и отмечать христианские, буддистские или иудейские праздники в ней можно только в частном порядке.
Другое дело — что за последние годы данный запрет стал гораздо менее строгим, и в саудовских торговых центрах все чаще можно встретить рождественские украшения, включая красиво наряженные елочки. Особенно в этом году.
Другими словами, страна, породившая ваххабизм, которая не так давно была символом максимально ортодоксального и нетерпимого Ислама, фактически перестала быть ваххабитской по духу.
На выходе мы имеем ситуацию, при которой самые исконные мусульмане, живущие на земле Мухаммада, стремительно вестернизируются и отказываются от устаревших практик, в то время как мигранты из стран и регионов, где Ислам всегда был умеренным, напротив, соревнуются друг с другом в радикализме, в том числе приезжая в РФ и демонстрируя, что не они должны интегрироваться, а коренное население обязано подстроиться под них и убрать то, что не является "халяльным". Те же ёлки.
Но как так получается, что радикалы в Саудовской Аравии должны мириться (в большинстве случаев молча) с ненавистными им изменениями, а радикалы в России, напротив, не боятся выступать против культурных традициях принимающей их страны и её светского законодательства? К сожалению, всё просто. Когда в одном месте за излишний радикализм тебе рубят голову, а в другом пытаются мягко объяснить, что ты не прав (причем, как правило, без последствий) — поведение будто разительно отличаться.
И самое глупое, что можно сделать — это вести с такими людьми диалог и пытаться их в чем-то переубедить, вместо того чтобы взять за шиворот и вышвырнуть из страны вместе с женами и выводком.
