Какие трансформации Ближнего Востока предшествовали началу войны Ирана и Израиля
Начавшаяся в пятницу 13 июня атака Израиля на Иран венчает почти четверть века военно-политического развития Западной Азии. Уроки из этого периода извлечь не получится – слишком разные происходили события, и очень часто результаты противоречили намерениям. Но это не отменяет логичность и того, что происходило, и наблюдаемого сегодня следствия этих перемен.
Исчезновение рамки
Понятия «стабильность» и «Ближний Восток» всегда не очень гармонично смотрелись рядом. И всё же ХХ век (после краха колониальных империй) способствовал установлению на Ближнем Востоке некоего баланса. Его фундаментом служили холодная война и патронат сверхдержав, определявшие рамочные правила игры. Не незыблемые, но довольно стабильные. Метафора – «победитель дракона, который сам становится драконом» – кажется слишком литературной, да и довольно избитой. Но политические системы на фоне происходящих коллизий как будто сближаются. Израиль сегодня идейно и политически не похож на Израиль двадцати–двадцатипятилетней давности, когда это был форпост Запада среди анахроничных и в основном жёстко авторитарных режимов региона. Сейчас по части управляемости политический системой Израиль может посоперничать с Турцией. А в идеологическом плане либеральная демократия в Израиле неуклонно замещается военизированным, религиозно и националистически ориентированным сознанием. Его воплощением служит действующее правительство во главе с Нетаньяху.
Здесь, конечно, можно возразить, что в условиях острого военного кризиса, начавшегося в октябре 2023-го с нападения ХАМАС, требовать либерализма и демократичности невозможно. Но, во-первых, упомянутые тенденции наметились еще до той трагедии. Во-вторых, речь не о причинах, а о самом процессе – начавшись в военную годину, он способен продолжится и дальше. Тем более что голосов, возражающих против официальных установок, слышно всё меньше. Мейнстрим изменился.
Исчезновение утопии
Ближний Восток будет меняться. Мечта и Дональда Трампа, и израильских правых – физически устранить все угрозы, перелопатить страны, которые были их носителями (в первую очередь Иран), и начать, наконец, обустраивать регион на основе взаимной выгоды. «Соглашения Авраама» всем в помощь. На смену утопии всеобщего демократического слияния, которой тешились в начале нулевых, идёт утопия рационализированного меркантилизма с опорой на силу. Сила была и тогда – чтобы помочь в демократизации тем, кто почему-то не торопился оказаться на правильной стороне истории. К чему все это привело мы наблюдаем прямо сейчас. Чем закончатся сегодняшние преобразования мы увидим завтра. Но есть подозрения, что их итог будет тем же.
Автор – главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Совета по внешней и оборонной политике (СВОП)
* террористические организации, запрещенные в России
