Очевидные факты перечёркивают историю, которую нам преподавали
В ходе этого конфликта прекрасный храм Парфенон, расположенный в самом сердце Акрополя, был превращён в склад оружия и пороха. Храм сильно пострадал, что сделало задачу его сохранения и реставрации крайне сложной.
В течение XX века археологи и учёные пытались разгадать, как был спроектирован и построен Парфенон, чтобы восстановить недостающие элементы и наилучшим образом укрепить строение. Однако по мере продвижения исследований возникало всё больше вопросов о его строительстве, которое изначально заняло всего около девяти лет и состояло примерно из 70 тысяч частей.
Первая из многих загадок заключалась в том, как рабы в Древней Греции добывали и перевозили мраморные глыбы весом около десяти тонн каждая с карьера, расположенного в 17 километрах от Афин, к Парфенону, возвышающемуся на вершине холма.
Другая загадка всплыла, когда специалисты, занятые в проекте реставрации Парфенона, попытались вырезать недостающий камень и установить его на нужное место. В то время как древние камни подгонялись друг к другу с поразительной точностью — до миллиметра, Манолис Коррес, координатор реставрационных работ, заметил, что ни один из современных инструментов не может обрабатывать камень с такой точностью. По его словам, древние инструменты были острее и прочнее тех, что используются сегодня. Более того, Коррес пришёл к выводу, что древние строители могли обрабатывать мрамор в два раза быстрее, чем современные мастера.
Нас приучили думать об истории как о процессе прогресса — от примитивных охотников человечество перешло к первым сельскохозяйственным обществам, изобрело колесо, создало великолепную классическую культуру Древней Греции и Рима, а затем шагнуло в эпоху Ренессанса и современное технологическое общество. Однако в случае с Парфеноном стало очевидно: предки, вероятно, знали вещи, которые мы, возможно, забыли. Иначе как объяснить ту скорость, с которой был построен Парфенон, без использования машин и современной технологии? И почему ручные инструменты, которыми они пользовались, достигли такого уровня точности, до которого современным машинам далеко?
Даже в самом архитектурном устройстве Парфенона, который выглядит гармоничным и совершенным, скрыта загадка. Исследователи обнаружили, что ни одна мраморная деталь, из которых состоит здание, не идентична другой, а сам Парфенон на самом деле не является полностью прямым — то есть его совершенство лишь иллюзия, заранее спроектированная архитекторами.
Обзор находок, оставленных различными древними культурами, раскрывает схожие загадки и намекает на то, что наше пренебрежительное отношение к «отсталым» культурам прошлого, возможно, совершенно неуместно.
Непроницаемый клей
Римская империя стояла за строительством проектов, ещё более загадочных, чем Парфенон, с точки зрения строительного искусства. В Баальбеке, на территории современного Ливана, среди руин римского города Гелиополя, находятся остатки храма Юпитера — крупнейшего храма Римской империи, воздвигнутого в честь «властелина богов». В эпоху своего расцвета храм был окружён 54 колоннами, каждая высотой около 20 метров — примерно как шестиярусное здание в наши дни. Однако самое интересное в этом великолепном храме — это неожиданная платформа, на которой он стоит.
Порядок укладки камней в основании платформы оказался противоположным тому, что можно было бы ожидать: в самом низу, на уровне земли, расположены довольно крупные камни, но в следующем слое уложены ещё более массивные. В третьем слое находятся гигантские блоки, вес которых оценивается примерно в 500 тонн, а над ними уложены три самых больших обработанных камня в мире, размеры которых составляют 4×4×20 метров. Вес каждого из них оценивается от 750 до 800 тонн. Эти три блока получили общее название Трилитон (Trilithon).
Чтобы представить себе масштаб происходящего, стоит отметить: после камней в Баальбеке, следующий по величине камень в мире находится здесь, у нас — он часть Западной Стены Плача, скрыт в туннелях у её основания и весит 570 тонн. Как же строителям Баальбека удалось поднять такие колоссальные глыбы на значительную высоту и уложить их с такой точностью именно на своё место?
Ещё одно впечатляющее достижение римского зодчества — это строительные материалы, которые использовались в те времена. Мы хорошо знаем, как со временем в обычном бетоне появляются трещины, в том числе из-за лёгких колебаний почвы. Поэтому сегодня бетон часто усиливают стальными прутьями. Но римский бетон не нуждался в таком усилении. Взглянув, например, на Пантеон в Риме — здание, построенное во II веке н. э. и состоящее в основном из бетона — удивительно осознавать, что оно до сих пор стоит прочно и невредимо, несмотря на прошедшие века, и всё это — без какой-либо металлической арматуры.
«Римский бетон остаётся прочным и цельным даже спустя 2 тыс. лет. Это один из самых долговечных строительных материалов на планете», — объяснила профессор Мари Джексон, ныне представляющая Университет Юты в США.
Она изучала секрет прочности римского бетона. В исследовании, опубликованном в 2013 году в сотрудничестве с международной группой учёных, она описала образцы бетона, собранные в древнем порту в заливе Поццуоли (Pozzuoli), недалеко от Неаполя.
Профессор Джексон и её коллеги выявили различия в составе связующего вещества, скрепляющего бетон. В то время как в современном бетоне ключевыми компонентами этого «клея» являются кальций, силикат (содержащий кремний) и вода, в римском бетоне исследователи обнаружили дополнительный элемент, придающий ему прочность — алюминий. Кроме того, оказалось, что в «клее» древнего бетона содержалось меньше кремния.
Ещё одно важное различие между современным и римским бетоном проявляется, в частности, в морской среде, например, в волнорезах римских портов. В Израиле такой волнорез можно увидеть в старом порту Кейсарии. Исследователи обнаружили, что древний бетон содержал вулканический пепел, смешанный с кальцием. Когда эта смесь вступала в контакт с морской водой, происходила химическая реакция, образующая прочные кристаллы слоистого вещества, называемого «туберморитом». С каждой новой трещинкой в бетоне вода проникала внутрь, способствуя образованию дополнительных кристаллов, и таким образом бетон становился ещё прочнее.
Оказалось, что древние уже на очень раннем этапе осознали свойства этого материала и знали, как он себя ведёт. Римский писатель Гай Плиний Старший, который известен также как Плиний Старший, объяснил в своей энциклопедии Naturalis Historia, написанной приблизительно в 79 году н. э., что когда бетон вступает в контакт с морской водой, он превращается в «сплошной каменный блок, непроницаемый для волн, который с каждым днём становится всё прочнее».
Загадочные диаграммы
Археологи много лет пытались разгадать предназначение того, что называется «линии Наска» — гигантские диаграммы, разбросанные по пустынной земле Наски на юге Перу. Многие из этих диаграмм, называемых «геоглифами», представляют собой простые линии или геометрические фигуры; кроме этого существует около 70 изображений, на которых изображены различные растения и животные, такие как обезьяна, кондор, кит, а также люди.
Геоглифы имеют очень большие размеры — самые длинные из них растягиваются примерно на 370 метров. Из-за их гигантских масштабов их впервые удалось обнаружить только с высоты птичьего полёта, когда в 1920-х годах самолёты начали пересекать небо над пустыней Наска.
Создание геоглифов не требовало строительства. Напротив — народ Наска, который обитал в этом регионе примерно с 200 года до н. э. по 600 год н. э., создавал их, удаляя верхний слой красноватых камней пустыни и обнажая лежащий под ним более светлый слой песка.
На протяжении многих лет выдвигались самые разные теории, пытавшиеся объяснить, зачем народ Наска создал эти линии и для чего они служили. Одна из самых известных и одновременно самых спорных принадлежит швейцарскому писателю и теоретику Эриху фон Дэникену. В своей книге «Колесницы богов» он предположил, что параллельные линии обозначали посадочные полосы для инопланетян.
Однако в 2008 году истина начала постепенно проясняться благодаря двум исследователям из Национального совета по научным исследованиям Италии (CNR) — профессору Николо Масини и доктору Розе Ласапонара. Они решили использовать спутниковые снимки для изучения того, что скрывается под поверхностью земли с геоглифами, и заметили крупные формы. Например, в районе города Кауачи они обнаружили квадратную структуру, которая позже оказалась скрытой земляной пирамидой.
Со временем итальянские исследователи начали замечать на спутниковых снимках и более мелкие узоры. По растительности в этом районе они, например, могли определить наличие водных потоков, в том числе подземных.
«На спутниковом снимке мы заметили очень характерный узор растительности и влажности, который указывал на признаки человеческой деятельности в прошлом», — объяснил Масини в интервью журналу Epoch.
Когда под землёй скрыта постройка, уровень влажности почвы в этом месте изменяется, и вместе с ним меняется характер растительности — спутниковые снимки позволяют выявить такие узоры.
Рядом со многими линиями Наска можно заметить ямы, уходящие в землю по спирали. В 1996 году независимый исследователь Дэвид Джонсон выдвинул гипотезу о том, что эти ямы на самом деле связаны с сетью подземных водных каналов, предназначенных для обеспечения водой сельского хозяйства и повседневных нужд жителей Наски. В засушливой пустыне Наска эта водная система позволила культуре Наска процветать. Джонсон также утверждал, что гигантские геоглифы часто служили указателями на местонахождение этих ям, которые фактически выполняли роль колодцев.
Анализ спутниковых снимков, проведённый Ласапонара и Масини, уже не оставил сомнений в том, что народ Наска действительно создал систему водных каналов. Причём она оказалась гораздо более сложной, чем представлял себе Джонсон: спиральные ямы служили не просто доступом к колодцам, а были частью умной гидравлической системы. Она была спроектирована таким образом, что ветер, проникающий через ямы, помогал двигать воду внутри системы, превращая эти ямы в своеобразные насосы.
Другая удивительная история связана с «картой Пири реиса». Она началась с визита немецкого теолога Густава Дейсмана в библиотеку дворца Топкапы в Стамбуле. В 1929 году Дейсмана пригласили во дворец, чтобы он помог каталогизировать документы, оставшиеся в беспорядке после превращения Турции в республику. Там он обратил внимание на карту, нарисованную на куске оленьей шкуры, которая выглядела очень старой.
Карта с высокой точностью изображала районы Южной Африки и Америки, но особенно привлёк внимание один участок: Антарктида. Карта не только показывала подробное отображение антарктических берегов, но и соединяла их с берегами Южной Америки в единую сушу (в отличие от того, как это выглядит сегодня).
Чтобы лучше понять, какого года эта карта и как она была создана, Дейсман показал её востоковеду, лингвисту и библеисту Паулю Эрнсту Кале (1875–1964). Кале смог распознать, что карта была составлена в 1513 году турецким адмиралом Хаджи Мухиддином Пири, более известным как «реис Пири».
«Что делает Антарктида на карте, которая была составлена в начале XVI века?» — удивился Дейсман.
Ведь только в 1775 году знаменитый исследователь Джеймс Кук заподозрил, что на юг от Австралии существует другой континент. Более того, первым, кто бросал якорь у её берегов, вероятно, был американец Джон Дэвис в 1821 году. Как мог «реис Пири» уже в 1513 году знать о существовании Антарктиды?
Востоковед Кале нашёл ответ, который только породил дополнительные вопросы. Оказалось, что «реис Пири» написал на левой стороне карты несколько замечаний на арабском языке, в которых уточнял, что не несёт ответственности за сам процесс съёмки и картографирования территории, а фактически составил карту, используя многие более древние карты. Насколько древними были эти карты? Оказалось, что некоторые из них были составлены ещё в IV веке до нашей эры.
Прошло около 30 лет, и копия карты попала в руки историка профессора Чарльза Хэпгуда (1904–1982). Хэпгуд попытался понять, как удалось картографировать побережья Антарктиды, учитывая, что уже тысячи лет эти побережья покрыты толстым слоем льда. Чтобы проверить точность рисунков на карте, он обратился к картографической службе ВВС США. И действительно, в июле 1960 года лейтенант-полковник Герольд Олимайер подтвердил, что контуры антарктического побережья, изображённые на карте, соответствуют результатам сейсмического исследования (метода, использующего звуковые волны, посылаемые вглубь земли), проведённого в Антарктиде и обеспечившего моделирование рельефа под ледяной коркой.
Но как же древние картографы смогли обнаружить рельеф, скрытый тысячелетиями под слоем льда, без такой технологии? Возможно ли, что в прошлом эти районы Антарктиды были открыты, чисты ото льда? — Да. Однако учёные объясняют, что они были покрыты льдом не позже, чем 6 тыс. лет назад. Возможно ли, что уже 6 тыс. лет назад кто-то точно описал побережья Антарктиды? Кто были эти люди?
Высокая культура пещерных людей
Мы продолжим наше путешествие назад во времени, к людям пещер. До начала ХХ века люди, жившие до развития сельского хозяйства, считались примитивными, грязными и глупыми, которые занимались только охотой, ели мясо и, возможно, танцевали вокруг огня.
Однако когда были обнаружены пещеры эпохи палеолита с рисунками, учёные начали задаваться вопросами. На стенах первой пещеры — Альтамиры, обнаруженной в Испании, были настенные рисунки, датируемые 18 500-14 000 годами назад. Позже, в 1940 году, была обнаружена знаменитая пещера Ласко во Франции, рисунки в которой датируются 17 300 годами назад. Её потрясающий потолок, украшенный изображениями лошадей и крупных быков, дал ей прозвище «Сикстинская капелла» палеолита.
Но когда была обнаружена пещера Шове на юге Франции, рисункам которой 32 тыс. лет, исследователи палеолита сделали поворот назад. В пещере были найдены потрясающие рисунки лошадей, львов и бизонов, изображённые в почти кинематографичных движениях, что указывает на исключительное художественное мастерство художника или художников.
Как люди, казавшиеся такими примитивными, могли рисовать на таком уровне? И ещё один вопрос, который интересовал исследователей: с какой целью они это делали? Рисовали ли они это ради искусства и личного самовыражения? Если да, то почему они рисовали их только в определённых местах и высоко в пещере? Может быть, они увековечивали свои охотничьи трофеи? Если так, то почему они рисовали животных, на которых не охотились — таких как львы или лошади? Возможно, они рисовали это в рамках ритуалов, или эти животные были частью мифологии, которую они имели? Если да, значит ли это, что они были достаточно умны, чтобы иметь религиозную систему?
Французская исследовательница Jègues-Wolkiewiez выдвигает ещё более смелую теорию: она связывает рисунки животных в пещере Ласко с астрономическими явлениями и предполагает, что люди пещерного времени обладали знаниями о точках равноденствия и созвездиях на небе.
Так или иначе, учёные уже поняли, что древние Homo sapiens были далеки от примитивности и обладали высокоразвитым интеллектом. После того как были обнаружены другие пещеры, стало ясно, что люди палеолита не только рисовали, но и играли на музыкальных инструментах, поддерживали гигиену, проводили обряды и были довольно похожи на нас, объяснил в интервью доктор Паскаль Депап (Depaepe), французский археолог, специалист по доисторической эпохе и научный директор Национального института археологических исследований Франции (INRAP).
Что всё ещё трудно воспринимают учёные и широкая общественность, так это то, что в разных частях мира, в том числе и в Израиле, были обнаружены пещеры, относящиеся к более раннему периоду, временам неандертальцев, которые раскрывают удивительные подробности об их интеллекте и духовной жизни:
«Мы обнаружили, что неандертальцы, жившие десятки тысяч лет назад и даже сотни тысяч лет назад, использовали цвета, охру. Были найдены даже инструменты, в которых они готовили пигменты. Кроме того, они использовали интересную символику, которая не соответствует тому, как мы их воспринимаем.
Например, в пещерах были найдены когти орлов, которые неандертальцы собирали, и которые не могли быть использованы ни для чего, кроме символических действий, возможно, для создания определённого украшения. Мы знаем, что для людей орёл имеет символическое значение. Есть несколько стран, использующих орла как символ на своём флаге, и я не знаю страну, которая рисует муравья или овцу на своём флаге».
«Мы также обнаружили, что 160 тыс. лет назад неандертальцы построили две конструкции внутри пещеры во Франции — пещеры Бруникель (Bruniquel). Одна имеет круглую форму, а другая овальную. Они построили их довольно глубоко, и мы не знаем, для чего они использовались. На 300 метров дальше от входа в пещеру расположены строения. То есть 160 тыс. лет назад здесь были люди, которые умели строить определённые сооружения, которые что-то символизировали».
Находки показывают, что они также умели использовать лекарства. Международная группа исследователей во главе с учёными из Австралии хотела изучить питание неандертальцев и для этого использовала останки трёх неандертальцев, найденных в Испании и Бельгии, возрастом от 39 тыс. до 48 тыс. лет. Исследователи проанализировали вещества, скрывающиеся в зубном налёте этих людей, и изучили ДНК, содержащуюся в этих веществах.
Исследователи особенно интересовались останками подростка из Испании, который страдал от кишечного паразита, вызывающего понос, а также от большого гнойного абсцесса на десне. Они нашли в зубном налёте следы растений, содержащих салициловую кислоту — вещество, используемое сегодня для обезболивания, а также следы грибка пенициллиума — производящего антибиотик пенициллин.
«Сегодня мы относимся к неандертальцам так, как в XIX веке относились к Homo sapiens, которые рисовали в пещере Альтамира. Мы думали, что они слишком глупы, чтобы делать такие вещи. Сегодня ясно, что это совершенно ошибочно», — говорит доктор Депап.
Если неандертальцы были достаточно умны, а люди пещер уже обладали реальным знанием о мире, возможно, стоит пересмотреть нашу склонность думать, что они были примитивными. Также стоит пересмотреть представление о том, что мы всегда более развиты и умны, чем люди прошлого, учитывая, что у людей в прошлом был знания, которые помогали им в строительстве и планировании, которых у нас сейчас нет. Возможно, если мы будем достаточно скромны, мы откроем для себя новые вещи, о которых раньше не знали.
