Сексуальные злоупотребления в лоне католической церкви Швейцарии
Только вчера мы рассказали вам о скандале, зреющем в католической церкви Швейцарии. Продолжение не замедлило последовать. По поручению Конференции швейцарских епископов независимая группа историков Цюрихского университета UZH под руководством Моники Домманн и Мариэтты Майер в течение целого года изучала церковные архивы по всей Швейцарии. В исследование были включены не только епархии во всех языковых регионах страны, но и различные церковные подразделения и религиозные ордена. Таким образом, католическая церковь Швейцарии рассматривалась как единое целое.
Особый интерес для исследователей представляли так называемые секретные архивы епархий, а также архивы церковных специализированных комитетов по борьбе с сексуальным насилием. Члены группы получили необходимый доступ к архивам без каких-либо серьезных препятствий и смогли ознакомиться с десятками тысяч страниц засекреченных досье. Кроме того, были проведены многочисленные беседы с пострадавшими и другими лицами.
Случаи сексуальных злоупотреблений были задокументированы по всей Швейцарии в течение всего исследуемого периода. Речь идет о широком спектре – от проблемного нарушения границ до более серьезных и систематических злоупотреблений. Всего было выявлено 1002 случая и определены 510 обвиняемых, которые, за редким исключением, были мужчинами. Выявлена также 921 жертва: 39% из них были женщинами, почти в 56% – мужчинами, а в 5% случаев пол жертвы не мог быть точно определен из источников. 74% дел касаются сексуальных злоупотреблений над несовершеннолетними, в 14% случаев речь шла о взрослых, а в 12% случаев возраст не мог быть точно определен.
По мнению исследователей, выявленные случаи – это, несомненно, лишь вершина айсберга. Ученым пока не удалось оценить многочисленные архивы, в которых, вероятно, зафиксированы другие случаи сексуализированного насилия, например, архивы религиозных общин, документы епархиальных комитетов, архивные фонды католических школ, интернатов и домов престарелых, а также государственные архивы. Факты уничтожения досье доказаны для двух епархий. Кроме того, не все сообщения последовательно фиксировались в письменном виде и сдавались в архив. В целом историки предполагают, что лишь небольшая часть случаев вообще была зарегистрирована.
Где же чаще всего происходили посягательства? Более половины всех случаев приходится на пастырскую работу, особенно на такие ее области, как душепопечение (беседы на исповеди или консультирование), алтарничество, религиозное образование, деятельность священников в рамках детских и молодежных объединений. Еще одной уязвимой средой стала образовательная и благотворительная сфера католической церкви: около 30% рассмотренных случаев сексуальных злоупотреблений были совершены в католических приютах, школах, интернатах и других подобных учреждениях. Проблемными оказались и религиозные ордена и подобные им общины, а также новые духовные сообщества и движения (чуть менее 2% от общего числа рассмотренных случаев).
Несмотря на то, что сексуальное насилие над несовершеннолетними уже давно является серьезным уголовным преступлением в церковном праве, в рассмотренных случаях церковное уголовное право практически не применялось на протяжении длительного периода. Как отмечают исследователи, многочисленные случаи скрывались, замалчивались или принижались. Церковное руководство систематически переводило обвиняемых и осужденных клириков – иногда даже за границу, чтобы избежать светского преследования и дать им возможность продолжать свою деятельность. При этом интересы католической церкви и ее сановников ставились выше благополучия прихожан.
Показательным является дело священника Г.А., который, согласно судебным документам, начиная с 1950-х годов, надругался над по меньшей мере 67 детьми и дважды был приговорен к тюремному заключению. Однако ответственные лица Римско-католической церкви позаботились о том, чтобы он остался на своем посту и работал пастором в различных приходах вплоть до начала нового тысячелетия. Перевод священника в новый город был одним из часто используемых церковным руководством методов: на новом месте ответственные лица не всегда были информированы о прошлом «проблемных» пасторов.
Кардинальные изменения произошли только в XXI веке, когда скандалы в католической церкви все чаще становились достоянием общественности. Конференция швейцарских епископов выпустила руководство по работе со случаями сексуальных злоупотреблений и их профилактике, а также создала епархиальные экспертные комитеты для работы с зарегистрированными преступлениями. Однако, по оценкам историков, даже сегодня эти комитеты существенно различаются методами работы и степенью профессионализма.
Что же касается новых обвинений, то исследовательская группа UZH была устно проинформирована об этих случаях в конце 2022 года. Большинство из них уже были известны историкам из архивов, но они воспользовались полученной информацией, чтобы обратиться к другим архивным фондам. «После завершения пилотного проекта стало ясно, что эти случаи были донесены до Рима. Были ли допущены ошибки, когда и кем, мы пока не можем окончательно ответить в рамках пилотного исследования», - отметил в комментарии SRF один из авторов проекта Лукас Федерер.
Отчет UZH должен заложить основу для дальнейших исследований. В будущих проектах, по мнению исследовательской группы, необходимо обратиться к другим архивным фондам и расширить базу данных, чтобы сделать более подробные выводы о числе сексуальных злоупотреблений. В частности, в Риме должны храниться ценные документы, однако апостольская нунциатура, представительство Ватикана в Швейцарии, до сих пор отказывала швейцарским исследователям в доступе. Конференция швейцарских епископов намерена добиваться изменения этой ситуации. «Если потребуется, я лично обращусь к Папе с этой просьбой», - отметил в ходе состоявшейся вчера в Цюрихе пресс-конференции епископ Жозеф Боннмэн. По его словам, каждый, кто работает в церкви, несет ответственность, при этом только ненасильственная церковь имеет право на существование. Епископ Боннмэн также перечислил меры, принятые для решения проблемы. Так, в будущем будет введено стандартное психологическое обследование членов церкви, управление персоналом должно стать профессиональным, а уничтожение досье, связанных с злоупотреблениями, будет запрещено.
Ученые намерены исследовать и соответственность государства, особенно в социальной и педагогической сферах, где позиции католической церкви ранее были сильны. Наконец, еще большее внимание следует уделить вопросу о специфике католицизма, которая могла способствовать сексуальным злоупотреблениям, например, сексуальная мораль, безбрачие, гендерные образы в церкви, амбивалентное отношение к гомосексуальности. Историки также считают важным изучение динамики самой католической среды, которая молчаливо принимала и отчасти поддерживала тенденцию к сокрытию и отрицанию преступлений.
Епископ Базеля Феликс Гмюр отметил в комментарии RTS, что потрясен выводами исследования, а федеральная советница Элизабет Бом-Шнайдер заявила, что публикация вызывает тревогу, но в то же время представляет собой важный шаг к принятию мер.
Добавим, что представители организаций, представляющих интересы жертв сексуализированных преступлений в церковной среде, выступили за создание национального контактного центра для пострадавших. Тем временем цюрихские исследователи собирают свидетельства о злоупотреблениях на всех национальных языках по электронному адресу: forschung-missbrauch@hist.uzh.ch.
