Правило об исключении
Если у судов, правительства, президента РФ появятся сомнения в том, насколько решения Евросуда исполнимы, то они могут обратиться в КС, за которым и останется последнее слово.
Основанием для принятого решения послужил запрос 93 депутатов Госдумы в КС, в котором они утверждали, что ряд постановлений ЕСПЧ имеют «своей конечной целью размывание границ государственного суверенитета РФ, основанного на верховенстве Конституции». Запрос был сделан в связи с обязательством РФ исполнить постановление ЕСПЧ, вынесенное в августе прошлого года по делу акционеров ЮКОСа против России, согласно которому пострадавшим от незаконных действий властей в результате банкротства нефтяной корпорации должно быть выплачено $2,1 млрд. Пордобно об истории этого и других внутренних и международных судебный процессов по делу ЮКОСа «Профиль» подробно рассказывал в номере от 29 июня.
Pacta sunt servanda (договоры должны исполняться) – таков один из основополагающих принципов международного права, и Россия, ратифицировав в 1998 году Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая регламентирует также деятельность ЕСПЧ и обязательность исполнения его решений, должна этому принципу следовать. Это КС признает в своем постановлении, но при этом напоминает и о другом немаловажном принципе - суверенитете государств, их свободной воле и недопустимости вмешательства в их внутренние дела. Тут КС ссылается на один из базисов международного права, Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 года, которая предусматривает, что «договор должен толковаться добровольно и добросовестно».
При этом сама Конституция РФ гласит, что в случае противоречия между внутренним и международным законодательством применению подлежат нормы международных актов. Но Конституция РФ, напомнил судья КС Сергей Маврин, комментируя вынесенное постановление, это не просто закон и даже не федеральный закон, «это особый правовой акт, находящийся на вершине нашей правовой системы, обладающий высшей юридической силой в рамках этой системы». Вместе с тем, объяснил он, Европейская конвенция и решения ЕСПЧ включены в российскую правовую систему, в которой абсолютным верховенством и абсолютной юридической силой обладает, опять же, Конституция РФ. «Вот такой вполне логично оправданный вариант рассуждения», – резюмировал судья.
«Россия в порядке исключения может отступить от исполнения возлагаемых на нее обязательств, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения …
