Александр ГУСЯТНИКОВ: замечаний немного
В минувшие выходные в белорусской столице в рамках однодневки из календаря Europe Tour UCI «Гран-при Минска» прошли тестовые соревнования к II Европейским играм. А шоссейные гонки в плане организации, как известно, самый сложный вид. Поэтому, как справились с этой репетицией устроители, мы решили узнать у опытного эксперта — известного в прошлом гонщика, шестикратного победителя Велогонки мира в составе сборной СССР, а ныне вице-президента Европейского союза велосипедистов Александра ГУСЯТНИКОВА.
Без красного треугольника никак
— Не могу не признать, что гонки прошли на высоком уровне. Хотя не без замечаний, которые оргкомитету выскажет технический делегат Европейского союза велосипедистов Владимирос Петсас. Претензии могли быть, к примеру, у тех команд, которые сразу не попали в стартовую зону. Судя по всему, люди не поверили, что белорусы будут моделировать проведение II Европейских игр. Прежде всего это касается, пожалуй, тренеров, которые не работали с первыми составами сборных, никогда не были на Олимпийских играх, чемпионатах мира и не знали, что собой представляет подобный формат. Но и оргкомитет несвоевременно проинформировал команды о въезде на Октябрьскую площадь, поэтому некоторые из них и прибыли, когда её периметр был закрыт. Причём очень жёстко.
Чтобы избежать подобных недоразумений, всем службам, задействованным в организации стартов, необходимо собраться вместе и досконально проработать все нюансы. Оргкомитет и Белорусская федерация велоспорта в ходе переклички должны обозначить все вопросы, требующие решения, и удостовериться, что всё будет сделано в соответствии с международными правилами, а не с собственным пониманием. Во время теста важно было засечь, сколько времени потребуется на то, чтобы установить ограждения, закрыть стартовую зону, провести досмотр участников. Но в целом, повторюсь, гонка проведена на высоком уровне, осталось доработать отдельные нюансы. Где-то, к примеру, подложить маты или разграничить пешеходные переходы, которые пока работали не так, как хотелось бы. На отдельных поворотах стоявшие ограждения из-за солнца можно было увидеть лишь в последний момент, значит, на них нужно баннер повесить со стрелкой, указывающей направление движения. На заключительной части не хватало знаков 3, 2 км и традиционного красного треугольника с единичкой, означающих, сколько осталось до финиша. Наконец, на площади Победы желательно сделать разворот не перед клумбой, а объезжать её полностью. Ничего сложного в этом нет — ширины хватает. Поскольку на Игры приедут элитные гонщики, лучше учесть все замечания.
С верой в Кириенко
— Что скажете о трассе?
— Подъём небольшой, но на высокой скорости будет чувствоваться, особенно после 10-го круга. Поэтому задача спринтеров — держать невысокий темп, а стайеров — чтобы гонка шла жёстко. Если измотают финишёров, значит, выиграет кто-то из стайеров, в ином случае борьба сведётся к спринту. На «Гран-при Минска» эстонец Вахтра долго не высовывался и только в конце атаковал. А белорусские гонщики допустили тактическую ошибку. Норман не включил сразу максимальную скорость, шёл с запасом. Он всегда находился в зоне досягаемости. Наладь пару человек «вертушку», и догнали бы его. Даже за два километра до финиша это было реально. Но на спуске они должны были вкручивать по-настоящему, выкатываясь друг из-под друга. Тогда бы к горе сократили отставание до 5 — 7 секунд, а на последних 50 метрах настигли беглеца. Вместо этого белорусы и начало рывка эстонца проигнорировали, дескать, позже, догоним, и на последнем спуске во главе группы просто катились.
— А как думаете, у кого больше шансов в разделке преуспеть?
— Думаю, Вася Кириенко подкатается и сможет отстоять чемпионский титул. Главное, чтобы его проблемы с сердцем не вернулись. Да и в групповой гонке у вас вполне бойцовский состав.
— Буквально накануне парни даже многодневку «Пять колец Москвы» выиграли.
— Там Женя Соболь, нужно отдать должное, очень красиво победил, переиграв своего главного российского молодого конкурента тактически. На финальном этапе он уехал от 19-летнего Глеба Кугаевского, опережавшего его на пять секунд в генеральной классификации. За третье место ещё и 4 секунды бонификации получил. Этого хватило, чтобы выйти на первое место в итоговой классификации. Я, кстати, шампанское выиграл, поспорив с коллегами, что Соболь победит.
Палки в спицы
— Вы сами, будучи гонщиком, в мае шесть раз выигрывали в составе сборной СССР очень престижную тогда велогонку Мира. Часто вспоминаете её?
— Конечно. В моей карьере это были основные соревнования. И для меня они неплохо складывались. В 19 лет я, как самый молодой гонщик, получил спецприз — немецкую винтовку-воздушку. Это было в 1970-м. Она до сих пор висит в родительском доме в Оренбурге. Видя, что в непростых ситуациях не теряюсь, тренеры старались включать меня в эту многодневку.
— Она была, наверное, самой политизированной. Чего стоила только установка не допустить победы немцев на этапах 9 мая?! И ведь чаще удавалось…
— Чаще, но не всегда. Мы действительно делали всё, чтобы этого не случилось. В случаях, когда сами не могли выиграть, способствовали итальянцам, бельгийцам, французам, полякам, чехам — кому угодно, только не немцам. Мне удавалось незаметно сработать на это.
— Поэтому вас и капитаном сборной в 21 год выбрали?
— Отчасти, наверное. В гонках всегда интересы нескольких команд совпадают. В такие моменты важно сориентироваться, с кем на каком этапе совместно поработать. И у меня получалось это инициировать. Или, когда дул боковой ветер, я мог «сидеть кондуктором» — регулировать количество людей в первой шеренге: того, кто хотел работать, пустить вперёд, а перед тем, кто только мешал, закрыть «дверь».
— Некоторые велосипедисты и локотки в ход пускали, становясь причиной падений соперников?
— Не без этого. Но по ходу гонки, а не на финише. Чех Милаш Раздира этим, в частности, не гнушался. Хотя в жизни был неплохим парнем. А его сокомандники Иржи Шкода, Михал Класа, наоборот, были очень порядочные. И у немцев были разные гонщики. Мы им тоже могли где-то вставить «палки в спицы».
— Какая из велогонок Мира вам особенно запомнилась?
— Наверное, победная 71-го года. Поскольку сборная СССР долго не выигрывала, главный тренер сборной Виктор Капитонов был категоричен: «Прервать череду неудач». Этого требовал ЦК КПСС. Мы и начали утверждаться, несмотря на смену поколений. А тут поляки поднялись — Шурковски, Чеховски, Ханусик, Кочмарек. Мы, молодые и задорные, первый раз подрались с ними в марте на «Туре Алжира». И на велогонке Мира в Познани, после того как Чеховски в тёмном тоннеле поджал и всех нас уложил, в автобусе вновь сцепились. Полиция разнимала. Наутро наш консул, представители Министерства иностранных дел Польши приехали разбираться. Друг перед другом извинились. Пар выпустили и поехали дальше.
Запомнилась и гонка 73-го года, с которой сошёл за 40 км от Праги. Перед промежуточным финишем там Шурковски атаковал. Я оказался на просвете метров в двадцать, а за мной вся группа сидела. В этот момент некий зритель решил её получше рассмотреть — резко высунулся на дорогу так, что мы кубарем летели. Я тут же подхватился: «Велосипед!» Но голова кружится — сесть на него не могу. Раз попытался, два, пока не услышал: «В скорую его, ключица сломана». Но я боли не чувствовал. Ещё рукой покрутил, из-за чего она, наверное, на пять частей и развалилась. Потом косточки нанизывали на спицу. Позже они гнить стали. Проблем хватило. Три с половиной месяца только в гипсе провёл.
Будет классный фестиваль!
— На пресс-конференции вы анонсировали фестиваль велосипедного спорта, который пройдёт в 2023 году в Великобритании. Как родилась эта идея и что он будет собой представлять?
— На такую мысль натолкнул прошлогодний объединённый чемпионат Европы, прошедший в Глазго. Он вызвал невероятный интерес у болельщиков, собрав зрительскую аудиторию, уступающую только летним Олимпийским играм и чемпионату мира по футболу. Даже зимняя Олимпиада оказалась позади. Увидев, сколько телевизионных компаний подписали контракты на показ велосипедных соревнований, мы поняли, что наши виды сами в состоянии собрать огромную аудиторию. И ещё там, в Глазго, президент Международного союза велосипедистов Давид Лаппартьен предложил провести фестиваль велосипедного спорта, объединяющий все наши дисциплины, включая паралимпийцев. Британцы тут же ухватились за эту идею, предложив выступить в роли организаторов. Уверен, это будет классное мероприятие!
