Курганский «Чистый город» признали «нежизнеспособным», а реформу ТКО – близкой к провалу. Правительство Зауралья от регоператора отказалось
Ситуация в сфере обращения с коммунальными отходами Курганской области предельно накаляется. Региональный оператор – компания «Чистый город» – получил многомиллионный иск от поставщика энергоресурсов. Тем временем в областном депкорпусе, как сообщают источники издания, уже начали обсуждать вероятное прекращение деятельности предприятия, ранее подконтрольного бизнесмену Дмитрию Елизарову, а с конца 2024 года находившегося в периметре структур, связанных с «Корпорацией СТС». Однако национализация ее активов оказала, как отмечают отраслевики, прямое влияние и на «Чистый город», хотя его представители заверяют, что фирма на текущее время продолжает работу в штатном режиме и не планирует покидать рынок. Не подтверждают пока риски и в департаменте природных ресурсов, однако, как акцентируют специалисты, «чиновники не могут не знать о ситуации, грозящей в случае негативного сценария вызвать полномасштабный паралич системы обращения с ТКО». А управленцев в окружении губернатора Вадима Шумкова, способных в случае необходимости взять ее под «ручное управление», попросту нет, что наглядно иллюстрируют и бесконечные конфликты, и провал строительства инфраструктуры, и даже де-факто оказавшееся ненужным оборудование для переработки ПЭТ, закупленное на федеральные средства.
В региональном операторе по обращению с ТКО на территории Зауралья – ООО «Чистый город» (Курган; официальные учредители – ООО «ХКЭС-Обработка Курган» (99%) Константина Войтенко и ООО «Любимый город» (1%), подконтрольное перешедшему к Росимуществу АО «СУЭНКО») – отреагировали на информацию о возможном прекращении деятельности в скорой перспективе либо смене учредителей.
Уточним, на минувшей неделе перспективы «Чистого города» стали предметом обсуждения на заседании комитета по региональной политике и местному самоуправлению облдумы. В ходе диалога были обозначены серьезные претензии к деятельности регоператора: от некачественной уборки площадок до разбитых контейнеровозами дорог в муниципалитетах. Впрочем, наиболее серьезная проблема, по мнению депкорпуса, озвученная на заседании, – фактическое отсутствие бенефициара, что создает риски прекращения деятельности либо вынужденного перехода под непосредственное управление региона.
Более того, по словам источников издания, представители регоператора якобы направили в госучреждения уведомительные письма о возможном прекращении деятельности. Впрочем, в самой компании эту информацию не подтвердили. «Региональный оператор по обращению с ТКО «Чистый город» продолжает свою деятельность в штатном режиме и в полном объеме без изменений», – сообщила агентству заместитель директора Наталья Фомина.
Кроме того, издание направило запрос и в департамент природных ресурсов Зауралья, попросив оценить ситуацию и перспективы предприятия. Замдиректора депприроды Анатолий Тарасенко проинформировал, что уведомление о прекращении деятельности «Чистого города» не поступало, но в случае такого развития событий возможно придание статуса регоператора на срок до одного года иной компании без конкурса и в дальнейшем проведение процедуры отбора.
Что интересно, несмотря на обсуждение на комитете облдумы, в департаменте официально сообщили, что «вопрос о вхождении Курганской области в качестве учредителя в состав ООО «Чистый город» не рассматривался». Впрочем, не исключено, что к нему придется вернуться в обозримой перспективе.
Пока возможные проблемы компании иллюстрирует иск, поступивший не далее как 16 февраля в обларбитраж. Истец – АО «Энергосбытовая компания «Восток» – требует взыскать с регоператора более 260 млн рублей. В заявлении упомянуто, что спор касается агентирования («Восток» оказывает «Чистому городу» услуги по выставлению счетов и перечислению платежей. – Прим. ред.). В самом «Чистом городе» комментировать исковые требования на текущий момент не стали, взяв паузу.
«Все расходы на эту деятельность нес «Восток». Поскольку переговоры на всех уровнях не привели к урегулированию задолженности, мы вынуждены были подать исковое заявление в суд на взыскание агентского вознаграждения и расходов ЭК «Восток» с «Чистого города», – прокомментировали для издания в энергосбыте.
Отметим, для регоператора это более чем весомая сумма с учетом убыточных показателей на протяжении всех последних лет (–272,9 млн только по 2024 году). При этом немаловажно, что контора фактически потрошила региональный бюджет. Например, ущерб от картеля, раскрытого ФАС, прокуратура в свое время оценивала в 345 млн рублей. Еще порядка 47 млн требовали вернуть как необоснованное получение субсидий. В целом за время работы, как предполагают участники рынка, в той или иной форме контора могла получить поддержку на сотни миллионов.
Между тем усложнившаяся ситуация в «Чистом городе» уже вызывает отклики у представителей отраслевого сообщества. При этом специалисты отмечают, что, находясь в контуре «Корпорации СТС» , регоператор обладал определенной подушкой безопасности как с точки зрения финансов, так и управленческой, а областные власти были «вполне удовлетворены», сняв с себя непосредственную ответственность за работу предприятия.
«Рассуждения чиновников просты: придет коммерсант – будь то Елизаров или ХКЭС, – все вопросы и претензии к нему. Но это иллюзии. Никто в Москве не снимал ответственности за ход мусорной реформы с первого лица региона, то есть Вадима Шумкова. А сейчас выясняется, что когда в силу известных обстоятельств бенефициар в «Чистом городе» номинальный, компания без инкорпорированности в серьезные бизнес-структуры нежизнеспособна. У нее нет ни финансовой подушки, ни административного ресурса, ни влияния на тарифы, которые, кстати, сейчас предельно внимательно изучают в ФАС России», – замечают представители рынка Курганской области.
Дополнительный негативный фон вокруг компании придают и многочисленные конфликты, сопровождавшие ее деятельность длительное время: от участия в картельных сговорах до взимания платы по отмененным судами нормативам. А вопрос устойчивости предприятия поднимали даже на заседаниях Госдумы еще в конце 2024 года.
По словам отраслевиков, нынешний «Чистый город» серьезным бизнес-структурам неинтересен и «существует по инерции», компетенции чиновников, под управление которых он может перейти в недалеком будущем, «чрезвычайно сомнительны, а направление реформы ТКО для них расстрельное».
«Достаточно посмотреть, что было сделано, а точнее, не сделано в Курганской области начиная с 2014 года, когда были внесены первые поправки в ФЗ. Было несколько площадок, пусть плохоньких, но разгружавших Шуховский полигон, теперь нет. Шух забит под завязку и горит. Были объекты сортировки, теперь нет. Собирались строить МСК под Кетово, заключили концессию на 1,1 миллиарда, ее признали незаконной, вместо «Экотеха» без средств и персонала завели при поддержке ППК «РЭО» столь же «мутную» контору «МСК-К». Объектов нет, и в осязаемой перспективе не будет», – перечисляют «достижения» отраслевики. Между тем в целом на реализацию реформы ТКО из федерального бюджета за последние годы направлялись миллиардные суммы. Только в конце 2025-го было принято решение о выделении Зауралью на строительство шести инфраструктурных объектов еще порядка 1,92 млрд рублей.
Одним из ярких примеров «полного провала реформы» собеседники издания называют историю с линией переработки ПЭТ, приобретенную на федеральный транш в 32 млн рублей и заявленную как оборудование, способное обслуживать все регионы УрФО. Линия оказалась в руках ГУП «Вторпереработка», неспособного оплатить даже электро- и водоснабжение, а в конце января было окончательно ликвидировано.
«Линия для переработки ПЭТ-бутылки в ПЭТ-хлопья размещается в производственном помещении в Кургане. Терсхемой обращения с отходами производства и потребления Курганской области мощности по переработке ПЭТ не предусмотрены, показатели уровня переработки не установлены», – сообщили в департаменте информационной и внутренней политики со ссылкой на депприроды Зауралья.
«Правда УрФО» продолжит следить за ходом реформы обращения ТКО в Зауралье.
