Не отворились ей врата небес
Беседу вела Людмила Лаврова
Фото предоставлено Татарском театром оперы и балета им. М. Джалиля
В репертуаре Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля есть потрясающая опера современного композитора Резеды Ахияровой «Сююмбике», поставленная петербургским режиссёром Юрием Александровым в сценографии москвича Виктора Герасименко, художник по костюмам – Виктория Харлахуп (Москва). С первого представления этой оперы (2019) и по сей день она имеет огромный успех у публики, а в нынешнем году была» была включена в сто лучших спектаклей России. О том, как родилась «Сююмбике», о её особенностях и о том, что вызывает в этом спектакле восторг зрителей, - наша беседа с автором либретто, народным поэтом Татарстана Ренатом Харисом.
- Ренат Магсумович, что послужило тому, что вы стали писать либретто оперы о Сююмбике?
- Конечно же, не падающая башня Казанского кремля, носящая имя казанской царицы Сююмбике (смеётся). Хотя она сыграла существенную роль в определении сценографии спектакля. Опера повествует о событиях 1551 года, то есть до взятия Казани. Все действия спектакля проходят внутри лежащей на боку башни Сююмбеке, намекая на скорое падение Казанского ханства.
А сейчас по существу. Большой успех балета Резеды Ахияровой «Золотая Орда» на моё либретто, а до этого - её оперы «Любовь поэта» о Габдулле Тукае, поддерживал в нас c композитором вдохновлённое состояние. Как говорится, аппетит приходит во время еды. И мы с ней на всякий случай начали думать о новых проектах. А у меня про запас имелся и имеется несколько разработанных проектов, среди которых был сюжет и о Сююмбике-ханбике. И однажды директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Сабирович Мухаметзянов предложил нам с Резедой Закиевной подумать об эпической опере на татарскую тему, но с общероссийским значением. Историю Сююмбике директор театра счёл интересной, и постановка состоялась.
Сложность была, прежде всего, морально-политическая: Казань, Казанское ханство пали именно при правлении Сююмбике, а у побеждённых и отступающих, как правило, героев не бывает. Но я хорошо знаю, что многие стОящие произведения создавались и создаются вопреки правилам.
