Известный дзержинский эколог Дмитрий Левашов принял участие в очистке побережья Черного моря от мазута
Известный дзержинский эколог Дмитрий Левашов недавно вернулся из Краснодарского края. Там он полторы недели в качестве волонтера очищал побережье Черного моря от мазута и помогал спасать пострадавших птиц. О том, что сейчас происходит на берегах Черного моря, Дмитрий Левашов рассказал «Репортеру».
В конце 2024 года в Керченском проливе Черного моря случилась экологическая катастрофа: волна мазута накрыла пляжи Таманского полуострова, что сильно ударило по черноморской флоре и фауне. Чтобы хоть как-то минимизировать ущерб, в Анапу потянулись волонтеры со всей страны.
Нефтяной кошмар
«Когда ты здесь, понимаешь весь масштаб трагедии: почти каждый камень, каждый кусочек берега пропитан мазутом», – делится впечатлениями Дмитрий Левашов.
Он работал на Таманском полуострове в две смены. Утром ездил на Бугазскую косу собирать пластик и другие отходы, в том числе загрязненные мазутом, после обеда ехал в стационар по спасению птиц: вместе с другими добровольцами кормил, купал пернатых, менял им пеленки, просто помогал по хозяйству.
Ну а в перерывах между очисткой пляжа и работой в стационаре дзержинский эколог расследовал с местными коллегами загрязнение моря... пальмовым маслом, которое недавно разлилось в тех же местах: в открытом море один из кораблей произвел его сброс в море – возможно, в районе порта Тамань (там на одном из причалов осуществляется перевалка растительных жиров). Маслянистая субстанция тоже представляет угрозу для морских экосистем: она растекается по поверхности воды, блокируя поступление кислорода.
Люди разного возраста и социальных групп
«Я встречал на Таманском полуострове людей из разных российских городов: Кирова, Казани, Москвы, Екатеринбурга, даже с Сахалина (эти специалисты приехали для обмена опытом) и других, – говорит Дмитрий Левашов. – Волонтеры – люди самых разных возрастов: от 19 до 60 лет, но больше всего молодежи. Среди них есть представители самых разных социальных групп, движимые желанием сделать что-то нужное и важное. Знаю одного крупного нижегородского чиновника, который взял на работе отпуск за свой счет и поехал птиц спасать...
Волонтерам оплачивают проживание, кормят. Если едешь в зону ЧС от какого-то добровольческого штаба, оплачивают и дорогу. На месте выдают защиту: СИЗы, респираторы, перчатки, защитные очки.
Кроме того, на побережье работает молодежь из Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС) при МЧС, встречаются представители разных политических партий.
Что касается государственных служб, они в основном сосредоточены на море: на Черноморском побережье и Таманском полуострове шесть судов занимаются сбором со дна возле пляжей крупных мазутных пятен».
Гибнет природа!
Разлив мазута унес жизни множества морских обитателей.
«Пострадали рапаны (морские раковины), дельфины, крабы – их, уже мертвых, с испачканными мазутом клешнями, волнами выносит на берег в изобилии, – рассказывает Дмитрий Левашов. – Как говорят специалисты, в местах оседания тяжелых фракций мазута гибнут креветки, устрицы, мидии, другие морские организмы».
Помочь волонтеры могут только птицам. Сначала их ловят, в основном ночью, когда пернатых выносит волнами на берег, затем приносят на первичную обработку: чистят клюв, нос, глаза, поят водой, дают сорбенты, отмывают от мазута при помощи крахмала и разных чистящих средств, некоторые из которых произведены в Дзержинске. Если птица сильно испачкалась, чистка может занять до двух-трех часов.
Пациентов поддерживают медикаментозно. В частности, делают уколы, потому что от мазута страдает не только оперение. Птицы начинают чистить испачканные перья клювом, заглатывают мазут, который вызывает ожоги, интоксикацию, страдают пищевод, печень, селезенка, другие внутренние органы. Если пациент не может самостоятельно есть, его кормят.
Затем пернатых помещают в реабилитационный центр с небольшим бассейном и песчаными пляжиками, периодически берут у них образцы крови для анализа.
Обычно реабилитация длится полтора-два месяца: нужно, чтобы у пера и кожного покрова восстановились водоотталкивающие свойства.
Но конечно, несмотря на все усилия волонтеров и специалистов, выживают не все пациенты. Интоксикация нефтепродуктами тяжело поддается лечению.
Около 95% пострадавших птиц составляют чомги. Красивые рыбоядные птицы оказались особенно уязвимы, так как массово обитают в акватории Черного моря, охотясь на хамсу и кильку. Оставшиеся 5% пернатых, попавших в мазут, – чайки, утки и краснокнижные гагары.
Пляжи испачканы изрядно
Того апокалипсиса, который был в начале катастрофы, на Таманском полуострове уже нет. Прибойной волной уже не выносит крупных нефтяных пятен: мазут осел на заградительном валу, оборудованном сеткой для сбора мелких пятен мазута.
Тем не менее, по словам Дмитрия Левашова, пляжи испачканы изрядно. Немало мазута осело в песке, на камнях, на отходах, поэтому волонтеры очищают берег – собирают отходы полимерных материалов, древесины, обрывки корабельных канатов, рыболовных сетей, которые выносит море.
«Волонтеры просеивают песок – лопатами через обычные сетки с рамой, несмотря на то что уже XXI век на дворе. Способы очистки песка изобретались, как говорится, на ходу», – говорит наш собеседник.
Время было упущено
«Сколько понадобится времени на восстановление экосистемы, никто не знает, – рассуждает Дмитрий Левашов. – Конечно, со временем мазут будет разлагаться микроорганизмами».
В 2007 году во время шторма в Керченском проливе произошла похожая авария: танкер разломился пополам, вылилось больше тысячи тонн мазута. Тогда на восстановление морской экосистемы понадобилось около семи лет.
«Но сейчас, во-первых, масштабы разлива больше, а во-вторых, в 2024 году в отличие от 2007 года было упущено время. Восемнадцать лет назад удалось оперативно развернуть боны (плавучие заграждения, обеспечивающие эффективную локализацию зон разлива и перемещения нефтепродуктов), теперь нет.
Повторилось то же, что было в 2010 году в Нижегородской области, когда горели целые деревни, гибли люди. Шанцев на селекторном совещании у премьер-министра отказался от федеральной поддержки, хотя уже в то время сгорела одна деревня и пожары стали неуправляемыми. «Пока справляемся сами», – заявил губернатор.
И в декабре прошлого года во время прямой линии президента краснодарские чиновники заверили Путина, что справятся, что произошло ЧП районного масштаба. Последствия могли бы быть гораздо меньше, если бы их не скрывали и не замалчивали», – отмечает Дмитрий Левашов.
Вся надежда на себя
Запоздалая реакция властей заставила людей самоорганизовываться, чтобы спасти то, что еще можно спасти.
«Так было в Нижегородской области в 2010 году, когда горели деревни Выксунского района. Жители брали в руки лопаты, бензопилы, делали опашку, встречный пал (способ тушения лесных пожаров встречным огнем).
Так же происходило на берегу Черного моря. Жители поселка Волна, где расположен штаб «Дельфин», рассказывали: когда увидели мазут, тоже взяли лопаты, ведра и тазы, мешки и пошли на берег. Местные власти помогали, но у них ресурс очень ограничен. Помогали активные бизнесмены: пригоняли свои трактора, бульдозеры, экскаваторы, давали автомобили, чтобы увозить мешки с мазутом и замазученными отходами. Кстати, малый бизнес до сих пор отзывается на просьбы волонтерских штабов: привозит в штабы полуфабрикаты, крупы, тушенку, сухофрукты для компота, чай, другие продукты», – подытоживает Дмитрий Левашов.
Лучше не купаться
Крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозивших около 9200 тонн нефтепродуктов, произошло 15 декабря 2024 года в акватории Черного моря во время шторма. В результате аварии произошел разлив «тяжелого» топочного мазута.
Последствия катастрофы устраняют до сих пор. Недавно, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что по результатам 60 тысяч исследований 141 пляж Анапы и 9 пляжей Темрюка не пригодны для летнего отдыха.
Впрочем, представители туриндустрии не теряют надежду. По их настоянию после майских праздников в Анапе повторно проверят пляжи. Об этом сообщила замминистра туризма Краснодарского края Инна Петухова. По ее словам, все очистные мероприятия должны быть завершены к 13 мая.
Между тем в январе глава Минприроды Александр Козлов говорил, что работы по восстановлению побережья Анапы после разлива мазута будут завершены только в мае 2026 года.
Виноваты капитаны и судовладельцы
Комиссии Ространснадзора и Росморречфлота установили, что основная причина аварии – невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания судов в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива.
Танкеры были приписаны к Пермскому речному порту и не были рассчитаны на штормы Черного моря. Они должны были уйти в порты на стоянку еще в конце ноября, но рискнули продолжить плавание.
И это при всем при том, что, как установил Ространснадзор, экипажи судов не были укомплектованы квалифицированными кадрами.
В начале апреля Росприроднадзор предъявил требование по возмещению ущерба, нанесенного компонентам окружающей среды в результате крушения танкеров с нефтепродуктами в Керченском проливе. Общая сумма предъявленных компаниям-загрязнителям требований, составила почти 85 млрд рублей. Впрочем, как объясняют экологи, деньги, скорее всего, придется отсуживать. В любом случае они не покроют все расходы, понесенные на ликвидацию ЧС.
В конце апреля Росприроднадзор выписал штраф ЗАО «Волгатранснефть» – собственнику танкера «Волгонефть-239». Его сумма не уточняется. Компанию обвинили по четырем статьям: несоблюдение экологических требований, неоповещение о разливе нефти и нефтепродуктов, нарушение требований к охране водных объектов, представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения.
По данным СМИ, представители ЗАО пытаются обжаловать решение ведомства в суде.
Весьма токсичен
Как говорят специалисты, мазут весьма токсичен. Опасны его испарения, при вдыхании которых у человека могут возникнуть классические симптомы отравления углеводородами: кашель, затрудненное дыхание, боль в груди, тошнота и рвота. У части людей с повышенной чувствительностью к углеводородам вдыхание паров может вызвать тяжелую реакцию организма. Наиболее опасные симптомы – головные боли, слабость, головокружение, сонливость, в самых тяжелых случаях – потеря сознания, обморок, вплоть до впадения в кому.
При незащищенном контакте с жидкими углеводородами возможен классический ожог, доходящий до второй или третьей степени.
Наталья ПАНКРАТОВА.