Сталинские артели без мифов. О лжеартелях и борьбе с ними, а также о диких кооперативах, 1932
Так вышло, что единственная выданная по запросу заметка про лжеартели в «Крокодиле» сопровождалась именно этой карикатурой, так что её здесь и пристроим. Заодно она неплохо характеризует «отличное» качество выпускаемых артелями товаров, в частности, игрушек, подавляющая часть которых изготовлялась именно ими.
Продолжаю борьбу с оппортунистическими заявлениями некоторых нынешних сталинистов о частнопредпринимательском характере сталинских артелей (вот уж действительно, Сталина на них нет, он бы им быстро разъяснил, что к чему и почем).
Обратимся к книге
«Сборник постановлений о промысловой кооперации и кустарной промышленности» от 1932 года под редакцией проф. Д.М. Генкина
(с ним (сборником) мы ещё не раз встретимся, так как ну очень он интересный).
Циркуляр ВСНХ СССР ст 12/VI 1928 г. Nº 1003361
О борьбе с фиктивными кустарными артелями.
Благо здесь сразу и о диких артелях, и о лжекооперативах.
Существование диких артелей, лишенных контроля кооперативной системы, дает возможность сокрытия в их числе лжекооперативов, прикрывающих кооперативной формой частный капитал и использующих благодаря этому все льготы, предоставленные кооперации.
Это вызывает необходимость вовлечения диких артелей в систему промысловой кооперации, с одной стороны, и выявления среди них лжекооперативов, с другой стороны, на предмет ликвидации последних.
В настоящее время одним из актуальных вопросов регулирования деятельности промысловых кооперативных организаций является борьба с лжекооперацией.
Мероприятия в этой области должны быть включены в план очередных работ ВСНХ союзных республик, при чем эту работу надлежит осуществлять в тесном контакте с республиканскими центрами промысловой кооперации.
В связи с указанным ВСНХ СССР обращает ваше внимание на следующее:
1) Основными случаями проявления лжекооперативности являются:
а) эксплоатация наемного труда группой лиц. Такая эксплоатация обычно производится в скрытой форме под видом труда членов (по существу членами неявляющихся) или труда кандидатов в члены - вне норм и условий, установленных для кандидатства постановлением ЦИК и СНК СССР ст 11 мая 1927 г.;
б) финансовое подчинение кооперативного товарищества одному из членов. Предприятие, оборудование или капитал (в виде займа, вклада и т. п.) принадлежит одному из членов или даже какому нибудь постороннему лицу; при этих условиях остальные члены фактически являются работниками на предпринимателя;
в) кооперирование торговли и отсутствие или незначительность трудовой деятельности членов. Деятельность членов товарищества сводится лишь к продаже изделий, изготовленных на стороне посторонними товариществу лицами и предприятиями.
2) Некоторые мероприятия против возникновения лжекооперативов содержатся уже в действующем законодательстве.
Меры против лжекооперации, установленные действующим законодательством (постановление ЦИК и СНК СССР «о промысловой кооперации» от 11 мая 1927 г.) и рекомендуемые проектом положения о промысловой кооперации РСФСР, основанным на опыте РСФСР, сводятся к следующему:
1 Допущение наемного труда только для вспомогательных работ непроизводительного характера и не свыше 20% числа членов.
2 Исключение из товарищества членов, не участвующих в работе товарищества.
3 Установление срока кандидатов в члены и допускаемого количества кандидатов. При непринятии кандидата в члены, перерасчет с ним как с наемным рабочим.
4 Запрещение, как общее правило, распределения прибыли по паям.
5 При ликвидации товарищества передача остатка имущества на кооперативные цели, а не распределение по рукам.
6 Допущение сдачи товариществом работ на сторону только в исключительных случаях и то лишь для необходимой доработки изделий, произведенных самим кооперативом, или необходимой предварительной обработки сырья.
7 Допущение продажи изделий некооперированных кустарей и ремесленников только с разрешения промкооперативного союза под контролем последнего, в известном проценте в целях борьбы с частными скупщиками.
8 Введение обязательной ревизии товариществ, входящих в систему, промкооперативными союзами и «диких» - органами ВСНХ.
9 Предоставление больших налоговых льгот товариществам, входящим в систему.
10 Запрещение быть членами сбытовых, снабженческих и промкредитных товариществ кустарям и ремесленникам, пользующимся трудом более одного наемного рабочего.
11 Избрание в органы управления лишь лиц, обладающих избирательными правами в советы и не состоящих между собой в близком родстве.
3) Практика показывает, что в области регистрации бороться с лжекооперацией чрезвычайно затруднительно. Предприниматели, желающие использовать кооперативную систему, составляют вполне кооперативные уставы, находят учредителей, вполне безупречных по их социальному положению.
Действительно реальной мерой борьбы с лжекооперацией являются ревизия и наблюдение за работой уже возникших товариществ. Законодательство, как было указано, пошло по этому пути и установило обязательную ревизию.
Борьба с лжекооперативами должна итти по двум линиям: во-первых, по линии единовременного обследования диких артелей, во-вторых, по линии регулярного наблюдения.
Постановление СНК РСФСР от 27/III 1929 г.
О мерах борьбы с лжекооперативами.
(Есть еще аналогичное постановление от 28.12.1928, но обратимся к более позднему варианту).
В начале, как всегда: улучшить и усилить, заодно —
производить не реже одного раза в год ревизию деятельности кооперативов, как входящих, так и не входящих в союзы, с тем, что ревизия кооперативов, не входящих в систему, производится союзами соответствующей отрасли кооперации по согласованию с подлежащими органами надзора.
Так что дикие кооперативы тоже были под присмотром.
Дальше о признаках лжекооперативов:
Лжекооперативами признаются кооперативы, как входящие, так и не входящие в кооперативную систему, в следующих случаях:
а) если в числе их учредителей или членов выборных органов участвуют лица, которым это запрещено законом, и если эти лица по выявлении их не исключены органами самого кооператива из состава учредителей или членов выборных органов,
б) если в них принимают участие кулаки и другие лица, не имеющие права быть членами кооператива, и если эти лица по выявлении их не исключены из кооператива органами самого кооператива;
в) если деятельность их уклоняется в сторону, противную интересам социалистического строительства.
(В ред. пост. от 2/II 1931 г.
Вот мне интересно, а не противна ли интересам социалистического строительства частная собственность (без которой не может быть частного предпринимательства), числящаяся полностью изжитой согласно Конституции СССР 1936 года?
Читаем дальше.
В частности, характерными признаками, указывающими на лжекооперативный характер организации, являются:
1) выявленная зависимость организации от частных предпринимателей, независимо от того, выступали ли последние в качестве членов организации или лиц, работающих в ней по найму, если они предоставляли организации необходимые оборудование или капитал;
2) преобладание в производственной кооперативной организации операций торгового характера (по приобретению изделий на стороне и перепродаже их) над производственными операциями, кроме тех случаев, когда это допускается законами с соответствующих видах кооперации;
3) мнимое (лишь для вида) участие в организации значительной части ее членов, являющихся в действительности наемными работниками организации, в особенности при большой текучести состава последней.
По отношению к организациям, деятельность которых может быть выправлена, должны быть приняты меры оздоровления этих организаций, как-то: перевыборы органов управления и ревизии, усиление организационно-инструкторского обслуживания и контроля со стороны подлежащих органов, привлечение в состав организаций новых членов из числа трудящихся, вовлечение их в кооперативную систему, исключение из их состава кулаков и других лиц, не имеющих права быть членами кооперативов, и т. д.
Те организации, которые не могут быть оздоровлены указанными выше мерами, подлежат безусловной ликвидации, при чем ликвидация лжекооперативов в сельских местностях производится по постановлению районного исполкома, а в городских поселениях — по постановлению президиума городского или районного совета.
Всекопромсоюз предлагает союзу дать указания инструкторам, чтобы последние при производстве ревизии и обследования и при посещении обращали особое внимание на выявление лжекооперативных признаков, к числу каковых, в частности, должны быть отнесены:
наличие в составе руководящих органов и членов бывших торговцев, частных предпринимателей и т. д.;
преобладающее влияние капиталистических (кулацких) элементов;
зависимость кооператива от одного из своих членов (крупный вклад, сдача артели в аренду оборудования, помещения и т.п., тесная увязка промкооператива с частным капиталом);
замкнутость состава артели или товарищества, при наличии производственных и других возможностей развития дел артели в сторону увеличения состава членов;
превышение установленных норм труда по найму и т. д.;
деятельность организации, направленная: во вред интересам бедноты (препятствия в рассрочке по внесению пая и т. д.), в разрез с постановлениями руководящих органов и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать, что лжекооперативность в ряде случаев сопутствует или непосредственно вытекает из неправильной постановки организационной деятельности кооператива, каковая может выражаться
-в распределении части прибыли между членами;
-в заработной плате, значительно превышающей зарплату в соответствующей отрасли госпромышленности;
-в отсутствий всякой культработы;
-недостаточном обслуживании бедноты, кустарок и молодежи (например, неиспользования фондов бедноты);
-наличия родственников в органах управления и контроля и т. д.
При наличии каких-либо признаков, характеризующих неправильную постановку организационной или хозяйственной деятельности кооператива, инструктору надлежит обратить особое внимание, не имеются ли на ряду с ними определенные лжекооперативные уклоны.
Точно также наличие у артели или товарищества устава, значительно отличающегося от примерного устава, является поводом для усиления внимательного отношения инструктора к ревизуемой или обследуемой организации.
Естественно, что борьба с лжекооперацией не могла обойтись без участия в ней органов юстиции:
Постановление Коллегии НКЮ РСФСР, утв. тов. Янсоном 9/XII 1930 г.
Считая, что промысловая кооперация является одним из ответственных участков народного хозяйства, что система этой кооперации до сего времени засорена частно-капиталистическими элементами, ведущими внутри ее активную классовую борьбу, что частный капитал еще широко использует промкооперативные формы, что вся система промкооперации имеет обширные связи с частным рынком, что в работе ее в ряде случаев имеют место недобросовестные установки и практика, что до сего времени имеется большое количество «диких» кооперативов, среди которых, по материалам обследования НКРКИ, «лжекооперативы» представляют массовое явление, Коллегия НКЮ предлагает:
Всем органам юстиции усилить борьбу с лжекооперативами, ведя ее систематически <…>
Лиц, виновных в нарушении установленного порядка возникновения и ликвидации кооперативных организаций, как правило, привлекать к уголовной ответственности.
Руководителей всех без исключения кооперативных организаций, признанных лжекооперативными, привлекать к судебной ответственности.
В отношении должностных лиц, не сообщающих прокуратуре сведений о лжекооперативах, доводить до сведения органов РКИ, добиваясь привлечения виновных в этом к ответственности.
Ну и о том, что ожидало тех деятелей, которые решили, что социалистическая промкооперативы предполагают частную деятельность:
Уголовный кодекс РСФСР (извлечение).
111-а. Содействие должностными лицами государственных органов или кооперации, на обязанности которых лежит регистрация и последующий контроль за деятельностью кооперативов, организации лжекооперативов или попустительство их дальнейшей деятельности, а равно оказание таким лжекооперативам содействия иными должностными лицами в той или иной форме (льготный отпуск материалов и товаров, предоставление льгот по арендной плате и т. д.) в тех случаях, когда это имело место в силу злоупотребления властью, бездействия власти или халатного отношения к своим обязанностям при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
Те же действия при наличии корыстной или иной личной заинтересованности — лишение свободы на срок не ниже двух лет.
(В ред. пост. от 9/IX 1929 г. - С. У. 1929 г. № 72, ст. 705).
129-а. Учреждение и руководство деятельностью лжекооперативов, т. е. таких организаций, которые прикрываются кооперативными формами в целях использования льгот и преимуществ, предоставленных кооперации, в действительности же являются предприятиями частно предпринимательскими и преследуют интересы капиталистических элементов, имеющих преобладающее влияние в их составе, - лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией всего или части имущества.
Участие в работе лжекооперативных организаций лиц, заведомо знавших, что данная организация является лжекооперативной, и извлекавших из этого участия предпринимательскую прибыль или заведомо содействовавших сокрытию действительного характера названной организации, — лишение свободы на срок до двух лет или принудительные работы на срок до одного года.
Насколько мне известно, тема про «частное предпринимательство при Сталине» в форме промартелей появилась по инициативе г-на А. Логинова, автора статьи «Артели и потребкооперация при Сталинском правлении», в которой приводится пример (явно как характерный) создания артели:
В воспоминаниях об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике, написано так:
– Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорождённой артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания артели. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать.
Оказалось, что у одного есть телега с лошадью – он стал «начальником транспортного цеха». Другой раскопал под развалинами сатуратор – устройство для газирования воды – и собственноручно отремонтировал. Третий мог предоставить в распоряжение артели помещение у себя во дворе.
Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паёв – в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией – и приступили к работе. И пошло дело. Через некоторое время леденцы начали делать, потом колбасу, потом консервы научились выпускать – артель росла и развивалась.
А теперь с учетом новых знаний предлагаю посмотреть на описанную артель повнимательнее.
Пропустим то, что вариант, когда в райкоме товарищу говорят «а организуй-ка ты артель, а чем заняться, сам придумай», в условиях плановой экономики выглядит довольно абсурдным, поскольку эта тема для другой статьи.
Итак, что мы видим? Навскидку: три товарища вместо того, чтобы получить оборудование в аренду у государства, внесли в «свою» артель относительно крупные вклады и все оборудование принадлежит им, то есть организация явно от них зависит, определили паи (соответственно и порядок распределения прибыли), потом расширили артель, наверняка включив в свой состав лиц, которые подобных вкладов внести не могли, и основная прибыль опять же должна доставаться им троим (а если включили тех, кто мог предоставить в виде вклада что-то достойное, то обошли вниманием бедноту)…
Это только мне кажется, что здесь лжекооперативом попахивает???
История СССР в документах
https://dzen.ru/a/Z8SNJM17Z3yYaL1K
