Специфическая цель
До сих пор никто не пытался ликвидировать президента Асада - по правительственным зданиям и учреждениям высшего политического руководства Сирии пока удары не наносились, хотя как цель они являются первоочередными при любом масштабном нападении. Проигнорируют ли Асада и в этот раз - сказать сложно.
Сам по себе Асад, скорее всего, решает сейчас не слишком много. Его принято называть диктатором, однако в сложившейся системе власти и управления Сирией правит небольшая группа, где сам президент Асад - скорее её медийное лицо. Как раз такая модель управления делает её довольно уязвимой - в случае гибели Башара Асада возможен период хаоса, который совершенно неизвестно, чем может завершится. Даже в невоенной обстановке после смерти Хафеза Асада при совершенно безальтернативном преемнике - Башаре - процесс передачи власти к нынешней группе занял целые пять лет, в течение которых Башар был вынужден зачищать высшие эшелоны управления от соратников отца, фактически диктующих молодому президенту, что и как он должен делать.
Сейчас ситуация иная, но катастрофическая смена первого лица неизбежно породит целую цепочку мелких и не очень мелких коллапсов: многое держится на личных отношениях и договоренностях. При этом наиболее важные и ресурсно обеспеченные военные лидеры Асада во многом автономны и зачастую просто ненавидят друг друга. Гибель Асада может обрушить существующие балансы и вызвать распад, который будет трудно, а то и невозможно остановить.
Ранее гибель Асада не была выгодной внешним игрокам - обстановка в Сирии была довольно рыхлой и резкое ее изменение могло привести к утрате контроля, даже такого опосредованного, который существовал до недавних пор. Однако сейчас обстановка структурировалась. Исключение ИГИЛ из числа субъектов процесса войны и "уединоначаливание" "умеренной оппозиции" привели к тому, что несистемных внутренних игроков не осталось. Парадокс, но сейчас наименее управляемыми являются бандформирования, поддерживающие Асада. Во многом это именно бандформирования, которые буквально кормятся с подконтрольной территории - в Дейр-эз-Зоре идут самые настоящие бои между про-иранскими и сирийскими группировками, причем основным противоречием является вопрос сбора дани с населения территории. Эту часть Сирии российская контрразведка и военная полиция практически не контролирует, поэтому столкновения продолжаются и носят все более ожесточенный характер.
На территориях под контролем коалиции и Турции контроль за обстановкой выглядит гораздо более уверенным, созданы и активно работают местные органы самоуправления, милиционные формирования и службы безопасности курдов и ХТШ вполне сносно поддерживают порядок. В зоне оккупации России и Ирана с этим всё гораздо сложнее, так как проиранские силы сами и являются источником угроз для населения, беспощадно грабя его и совершая массовые преступления, а в российской зоне порядок обеспечивают либо российские военные полицейские, либо местные карательные зондеркоманды многочисленных спецслужб. Рвение в наведении порядка чревато новыми взрывами - идут массовые аресты нелояльных с точки зрения мухабарата граждан в нарушение всех ранее данных обещаний и соглашений о примирении.
В случае гибели Асада российско-иранская зона оккупации немедленно может превратиться в зону столкновений между различными группировками, включая и недавно "замирившихся" боевиков. Тем более, что за них идет подковерная борьба между российскими военными и КСИР - часть боевиков уже зачислена в 5 корпус, часть ушла в проиранские бандформирования. Во многом это сопровождается конфликтами. Кроме того, "замирившиеся" боевики как были бандитами, так и остаются, уже есть сообщения о стычках между ними и военными Асада, а также с местным населением.
Дезорганизация именно российско-иранской зоны оккупации вполне может показаться нашим партнерам вполне приемлемым решением, причем именно сейчас. Это гарантировано сорвет не только наступление на Идлиб, но и вообще поставит под вопрос союзнические отношения между Кремлем и Тегераном - в случае гибели Асада борьба может перейти на более высокий уровень, чем сейчас.
Вот для такой задачи сотни "томагавков" может быть вполне достаточно. В конце концов, их целью может стать всего лишь один человек.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/specificheskaia-cel-5b84763f49879300aa4fb180?from=editor
