Если трость скрипит, значит, папа идет
История семьи Мощенских началась в электричке. Елене тогда было 17 лет, она училась в техникуме. В выходной день девушка поехала с однокурсниками в село Дивногорье, где стоит Свято-Успенский мужской монастырь. Однокурсница пригласила в поездку брата. 19-летний Александр, уже отслуживший в армии, на фоне других ребят выглядел взрослым и самостоятельным. Он и рюкзаки помогал нести, и кашу варил, и шашлыки жарил. А через полгода молодые люди поженились, дождавшись 18-летия Елены.
Как тепло вспоминает сегодня Елена, взбалмошными были и ничего не боялись. Через девять месяцев после свадьбы родилась дочка. Но и с ролью родителей Мощенские справились. Второй ребенок, сын, родился через девять лет.
Мощенские жили обычной счастливой жизнью в небольшом городе Алексеевка Белгородской области. Елена работает мастером по обслуживанию внутридомового газового оборудования. Александр по профессии инженер, много лет работал в агрофирме в машинно-тракторном цехе, вел учет техники, распределял технику по участкам работы и распределял водителей. В подчинении у него было около 200 человек.
Иногда ездили на море, летом часто выбирались на пруд и речку, зимой на горки. Строили планы, как однажды отец станцует с дочерью на ее свадьбе. Привычная налаженная жизнь начала разрушаться год назад. В мае 2023 года Александр почувствовал боль в груди. Врач в поликлинике диагностировал проблемы со спиной и назначил лечение. Позже выяснилось, что Александр перенес инфаркт. Оторвавшийся тромб забил сосуды, случился и инсульт. Небольшой. Если бы тогда приняли вовремя все меры, тяжелых последствий не было бы.
Второй инсульт произошел в сентябре 2023 года. Когда приехала скорая, Александр уже ни на кого не реагировал, только стонал от боли. Две недели он провел в реанимации, правую сторону тела у него полностью парализовало.
Александр не мог ни двигаться, ни разговаривать. При выписке Елене сказали: «Вот ваш овощ, забирайте». Это были очень жестокие слова. Елена помнит их до сих пор. И она решила: «Так не пойдет». Нашла врачей в Белгороде, добилась госпитализации мужа в областную больницу. За три недели в хорошей больнице Александр немного пришел в себя, научился сидеть, держать в руке ложку. Елена нашла логопеда, который занимался с мужем. Речь у Александра сильно пострадала, он стал лепетать, как маленькие дети.
Зимой Александр прошел курс в реабилитационном центре «Янтарь». Александра сопровождала 61-летняя мама. Это один из лучших центров России, мы давно с ним сотрудничаем. На третий день в «Янтаре» Алексей начал передвигаться с тростью, затем он мог поднять и правую руку. До «Янтаря» Александр мог стоять всего 2-3 секунды. После реабилитации Алексей может ходить по дому. «Если трость скрипит, значит, папа идет», – улыбается Елена.
Сейчас Александру необходим еще один 3-недельный курс в «Янтаре». Специалисты определили цели: Александр научится спускаться и подниматься на один лестничный пролет с опорой на перила, сможет сам надевать одежду на верхнюю часть тела. В долгосрочных целях у Александра – проходить с тростью около 100 метров, самостоятельно надевать брюки, носки, обувь на липучках. И произносить короткие слова, речь у Александра пока остается невнятной. Сумма такой программы в «Янтаре» – 357 000 рублей.
Старшая дочь Мощенских живет отдельно, но родители оплачивают кредит за ее обучение. Елена работает, вместе с зарплатой и пенсией Александра доход семьи составляет 80 262 рубля (после вычета кредита). Самостоятельно оплатить реабилитацию они не смогут. Но Александру Мощенскому очень нужно в «Янтарь». Благодаря квалифицированным специалистам и продуманным занятиям он может если не вернуть себе прошлую жизнь, то улучшить нынешнюю.
У Александра много друзей. До болезни они любили большой мужской компанией выбраться на Дон, на Волгу. Жили в палатках, рыбачили. Сына Дениса Александр всегда брал с собой, он вообще включенный отец, как говорит Елена. Недавно сын сам починил кондиционер, отец его учил обращаться с техникой и сейчас объясняет «на пальцах», что надо делать. Друзья Александра не оставили, приезжают, поддерживают. Один из них возил Александра на реабилитацию в нижегородский «Янтарь».
В первые недели после второго инсульта Александр чувствовал себя плохо не только физически, но и морально. Упал духом. Но семья окружила его заботой, любовь и внимание родных людей вытащили его из уныния. «Мы не падаем духом и верим», – говорит Елена. Ее девиз по жизни: «Если плохо, значит, надо сделать лучше». Это хороший девиз, он про жизнь и про движение вперед. Александр намерен жить дальше и двигаться лучше. Таким людям очень хочется помогать.
Текст: Алена КОРК
Фото: Елена КОРОЛЕВА
Опубликовано 27.06.2024