Большая честь
19 марта Владимиру Ивановичу, который гостил у сына в Москве, позвонили из штаба Северного Флота:
- Представите Мурманскую область на столичном параде Победы?
- Конечно, - североморец, для которого служба на флоте началась в суровом 1944 году, не мог отказать.
- Через 70 лет мне оказано доверие выступать на параде Победы - душа переполнилась чувствами и благодарностью, что фронтовики не забыты, - сказал Владимир Майданников.
Обладатель многочисленных наград, в числе которых орден Отечественной войны II степени, медали Ушакова и «За оборону Советского Заполярья», почетное звание «Ветеран военной службы» получил из рук президента Владимира Путина юбилейную медаль «70 Победы в Великой Отечественной войне» в Георгиевском зале Кремля. И вдруг - еще один подарок - участие в параде.
- Описать, что я чувствую, невозможно, это большая честь, - говорит Владимир Иванович.
Будущий краснофлотец родился в 1927 году на Украине. С 1934 по 1942 жил в детском доме под Свердловском. Когда началась война, Владимир Майданников был на лесозаготовке - обычном мероприятии для воспитанников детдома. Взволнованный директор сообщил ребятам о начале боевых действий. Детдом в ходе войны расформировали, детей распределили в другие учреждения, Владимир Майданников поехал в Алапаевск, где окончил 7 классов и вступил в комсомол, стал проситься на фронт. Медкомиссия прошла успешно, и будущий краснофлотец в составе эшелона в 350 человек отправился на флот - под Архангельск. Здесь многие призывники впервые лицом к лицу встретились с войной - над городом шел бой, немцы бомбили госпиталь.
Владимир Майданников попал в сотню новобранцев, отправленных в школу юнг на Соловецких островах. Учебу чуть не сорвала медкомиссия - не подошел по росту - нужно было 150 см, а Владимир Иванович - 142 см, но подполковник из руководства школы решил юнгу оставить. Школу Владимир Майданников окончил с отличием, очень старался, боялся, что все же отчислят из-за роста.
Отличник-радист в сентябре 1944 года был отправлен на линкор Черноморского Флота «Севастополь», где он, 17-летний юнга, стал командиром боевого поста внутриэскадренной связи.
В январе 1945 года линкор «Севастополь» около двух недель курсировал между Гурзуфом и Севастополем, эскадра из 12 кораблей обеспечивала безопасность во время Крымской конференции. Именно «Севастополь», единственный из эскадры, принял от ставки главнокомандующего Иосифа Сталина шифровку.
- В ней говорилось, какими фарватерами идти боевым кораблям, обеспечивающим конференцию, - вспоминает Владимир Майданников. На корабль прибыл Нарком ВМФ Николай Кузнецов - и встретился с находчивым юнгой Майданниковым.
- С каких это пор у нас юнги - командиры боевых постов? - спросил Николай Герасимович у командира корабля. Но смягчился, похвалил молодого краснофлотца за умения и поинтересовался планами на будущее. «Хочу учиться», - ответил ему Владимир Майданников.
Бережно хранит в памяти Владимир Иванович эту встречу. После войны он действительно пошел учиться, окончил Первой Балтийское высшее военно-морское училище, с 1952 по 1985 год служил на Северном Флоте. 11 лет - на кораблях, после - в штабе. Уволился в запас в звании капитана 1 ранга и еще 15 лет работал в различных организациях Североморска.
Еще курсантом Владимиру Ивановичу довелось принять участие в столичном параде, сейчас, спустя десятилетия, Москва снова встретит краснофлотца Майданникова на главном событии этой весны - параде Победы.