123ru.net
ГУ МВД России по Красноярскому краю
Июль
2019

Воспоминания ветерана МВД о детстве в оккупированной Белоруссии

Воспоминания ветерана МВД о детстве в оккупированной Белоруссии

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: воспоминания ветерана органов внутренних о своем детстве в оккупированной республике.

Родился Виктор Сакович в белорусской деревне Прянички Могилёвской области в 1937 году в многодетной семье, где кроме него было ещё семь сестёр и старший брат Павел. Родители воспитывали детей в строгости и рано приучили к труду.

Павел, окончив 7 класс, пешком отправился в Мстиславль, а это в 50 километрах, поступать в педагогический техникум. Из техникума он вышел учителем начальных классов. В 1940 году его призвали в армию и направили в Харьковское лётное училище. В 1941 году, в звании сержанта, он был направлен на фронт.

Все остальные остались в деревне. Белоруссия подверглась нападению фашистов первой и находилась в оккупации почти три года. Прянички находились в километре от автодорожной магистрали Москва – Варшава и в полутора километрах от железнодорожной линии Москва – Могилёв. По этим дорогам шли на фронт эшелоны с живой силой и техникой. Немцы интенсивно обстреливали этот участок и бомбили.

– Что я помню о немцах? Всё помню, хотя мне было тогда лет 5. Помню, как летели немецкие самолёты и снаряды, создавая невыносимый вой. Бомбили торфяной завод и станцию Шестёровка. В это время мы, дети, находились в укрытиях (вырытых жителями блиндажах). Помню, как немцы пришли, как входили их танки... – вспоминает Виктор Фёдорович, – Если честно говорить, немцы были хорошие. Видимо это были чисто немцы и они сильно не наглели. Вот, когда пришли эсесовцы в чёрной форме – здесь началось, эти стали убивать, угонять в лагеря, забирать детей.

Гитлеровцы заняли деревню, а всех жителей выгнали из домов. Жили в бане, а немцы в избах, правда, хозяевам разрешали топить печь и готовить еду дома. До прихода немцев жители деревни угнали коров и другую живность далеко в лес. Туда же увозили и прятали зерно и другие продукты. В деревне оставались только куры, гуси.

– Запомнилось, как однажды немец заставил меня лезть под пол, где были куры и искать для него яйца. Он кричал на мать: «Матка яйка, матка яйка!» Помню, как немцы ловили курей, бегая за ними. Они их убивали по-своему, каким то «хлыстиком». Заставляли нас ощипывать перья и уносили курей на полевую кухню, расположенную недалеко от нашего дома. Мы, дети, часто бывали возле полевой кухни. Иногда повара угощали нас и давали по булке хлеба. Наверное, им было жалко видеть нас изголодавшимися и худыми.

По соседству с домом Саковичей была изба старосты Хотяновского. Он был зажиточным крестьянином. Двое его сыновей ушли на фронт, впоследствии погибли в боях под Могилёвом. Староста поддерживал связь с партизанами.

– Как-то ночью к нам пришли двое незнакомцев и о чём-то долго разговаривали с моим отцом. – продолжал вспоминать Виктор Фёдорович, – Впоследствии я узнал, что это были партизаны. К моему отцу они пришли не случайно.

Отец маленького Вити, Фёдор Дмитриевич, Георгиевский кавалер, прошёл всю Империалистическую и Гражданскую войны, был уже в возрасте и под мобилизацию не попадал. По тем временам, он был грамотным человеком, закончил 4 класса сельской приходской школы и прекрасно знал немецкий разговорный язык.

К середине 1942 года немецкая воинская часть ушла из деревни, по-видимому, на фронт, но зашли другие – в чёрной одежде, со свастиками на рукавах. Эти стали зверствовать: убили подростка, забрали и повели на расстрел пожилого мужчину, друга отца, за то, что он был похож на еврея. Кричали: «Юде, юде!» Каким-то образом Фёдору Дмитриевичу удалось убедить их, что он не еврей. Наверное, знание немецкого языка помогло ему в этом.

Фёдор Дмитриевич отпустил бороду и, прикинувшись глухонемым и держа в поводе лошадь, ходил на станции Шестёровка, Кричев, Чаусы, Звенчатка, где поезда стояли. Выяснял, когда и в какое время будут идти поезда, обеспечивающие немецкие части живой силой и техникой и передавал, полученные сведения партизанам и немецкие эшелоны шли под откос.

– Позднее отец рассказывал мне, как несколько раз попадался немцам и как его проверяли. Однажды немецкий офицер не поверил, что он глухонемой, дважды выстрелил из пистолета, и смотрел на его реакцию. Отец не дрогнул. – продолжал рассказ Виктор Фёдорович, – Все же офицер приказал автоматчику отвести его подальше и расстрелять. Отец всё понял. Когда фашист довёл его до рощи, решил, как он выразился: «Дай перед смертью хоть раз стукну!», развернулся и со всей силы ударил фашиста. Тот упал. Отец быстро вскочил на лошадь и скрылся в кустах. Очнувшись, автоматчик открыл огонь, но было поздно.

Однажды пришёл староста и долго о чём-то разговаривал с отцом. После этого Фёдор Дмитриевич собрал детей на разговор. Объяснил, что всем нужно тайно уйти в лес, так как немцы собирались забрать детей в Германию. Ночью все жители ушли в партизанский отряд. Шли по непроходимым тропам, через болото.

Так и проходило детство в партизанском отряде, мальчишки бродили по лесу, собирали ягоды, грибы, разоряли вороньи гнезда, собирали яйца и жарили их.

К концу 1944 года немецкие захватчики под натиском наших войск начали отступать. Жители вернулись в свою деревню. Она была сожжена полностью, вместо изб стояли остовы печей, а дело было осенью. Мать, Мария Кузминична, топила печь, и ночью, дети, прижавшись друг к другу, засыпали, сидя на русской печи. Так прошло несколько дней.

Вскоре в сожжённую деревню вошли солдаты Красной Армии. Жители встречали их радостно. Солдаты делились своими скромными запасами еды, оказали неоценимую помощь в восстановлении деревни: пилили и возили лес в деревню к каждому сожжённому двору. Его было достаточно, чтобы строить дома и возродить село. Но встал вопрос: кто будет строить? Остались старики, женщины и дети. Собрались на совет. Решили ставить каждому по очереди сруб, а отделочные работы придётся делать самим.

Возрождать деревню помогали жители соседних, не пострадавших от фашистов деревень. Дети, помогали родителям в меру своих сил. Организовался колхоз. Люди стали заниматься сельским хозяйством. Техники не было, лошадей тоже. Всё делали вручную. Пахали землю, впрягаясь вместо лошадей. В семилетнем возрасте Витя научился пахать, косить траву, сеять.

Так прошло детство. Известие об окончании войны и победе советского народа застало Саковичей в то время, когда всей семьёй работали на приусадебном участке. Электроснабжения и радио в деревне не было. Из райцентра Климовичи прибыл гонец, собрал всех жителей деревни на сход и объявил: «Война окончена! Германия капитулировала!» Что здесь происходило: радость, вопли, крики, плач! Матери ждали сыновей с войны, дети – отцов. У каждого была надежда увидеть их живыми и здоровыми, но это не всем было суждено. Многие мужчины погибли, защищая своё Отечество.

Деревня Прянички была в 33 двора. Это сейчас в ней осталось примерно 12 дворов. А во время войны с этих 33 дворов на фронт ушло 90 человек. Семьи были по 14-16 человек. После войны вернулось всего 4 человека, в том числе Павел, брат Виктора Фёдоровича.

– Самый голодный год, когда в деревне люди умирали от истощения, это был 1947 год. – с болью в голосе вспоминает Виктор Фёдорович, – Почему-то так – конец 1946 и весь 1947. Мы выживали, как могли. Ели крапиву, лебеду, заячью капусту, щавель. Искали на полях гнилую картошку. Мама брала пучки щавеля, толкла их в ступе, добавляла туда свежие сосновые опилки, отруби, всё это перемешивала с небольшим количеством муки и из полученной смеси пекла оладьи. Они рассыпались, но мы ели их с удовольствием. Такое вот было детство.

Саковичам повезло, что у них отец был жив и корова была – можно было как-то выживать.

– Соседские ребятишки приходили к нам. Зайдут, встанут в коридоре и стоят. Мать поманит, мол иди, поешь и кормила тем, что было. А они: мы маме отнесём – дома-то мать лежит, встать не может, от голода пухнет. Вот Мария Кузминична и им давала, и к ним домой ходила, соседку подкармливала. Чем могли – тем делились.

В 1945 году Витя пошёл в школу, которая находилась в трёх километрах от деревни. Идти нужно было через лес. Одежда была самотканая, вместо ботинок лапти, которые Витя научился плести сам. Весной, когда появились первые проталины, дети прятали лапти и бежали в школу босиком, а в лесу ещё лежал снег. Ноги мёрзли. На чистой поляне грелись и бежали дальше.

Окончив начальную школу, надо было продолжать учёбу дальше, в большом селе Звенчатка, что в семи километрах. Многие бросили учёбу. Отец предлагал Вите зимой жить в Звенчатке у знакомых, но он отказался, и ходил в школу один.

Особенно трудно было зимой. Витя смастерил себе деревянные коньки, вместо лезвий натянул проволоку. Пользовался одним коньком. Выходил на шоссе, подвязывал конёк, и по накатанной автомобилями дороге доезжал до школы. Иногда цеплялся за машины, чтобы быстрей доехать.

– Не забуду, как меня в начале декабря напугал волк. – с улыбкой добавил Виктор Фёдорович, – Я возвращался из школы. Недалеко от деревни из-за кустов на дорогу выбежал серый хищник. В испуге я остановился, а затем потихоньку пошёл вперёд, преодолевая страх. Волк исчезал и периодически снова выбегал на дорогу. Так он сопровождал меня до самой деревни. Дома я никому об этом не рассказывал, так как боялся, что мне запретят ходить в школу. Я, как мне тогда казалось, принял меры. Нашёл трофейную винтовку. Обрезал ствол и сделал поджигу (пистолет), который заряжал порохом и дробью. Носил с собой в школу. Однако волк мне больше не встречался.

Надо сказать, что после войны, много мальчишек подрывались на оставшихся после войны боеприпасах. Как рассказал Виктор Фёдорович, они брали снаряды или мины и несли их в кузницу, которая стояла на отшибе. Зажимали снаряд в тиски и откручивали головку, из которой доставали капсюль. Для чего?

У мальчишек были толовые шашки, а капсюля, чтобы заряд сдетонировал, не было. Поэтому брали их из снарядов, вставляли бикфордов шнур и шли на речку Остёр глушить рыбу.

Брат, Павел Фёдорович, прошёл всю войну: был на Курской дуге, в Сталинграде. После войны их часть перевели в Красноярск. Она стояла где-то на улице 60 лет Октября, где в те времена располагался аэродром. В Сибири он и женился.

Тем не менее, он вернулся в Белоруссию. Там он долго ходил по начальству, в райком, но добился, чтобы построили среднюю школу на Торфзаводе, в 3 километрах от деревни Прянички – детей было много, а школа одна.

Отработав, примерно, год директором школы, брат вернулся в Красноярск и долго работал в школе №16 на 26 Бакинских комиссаров, а потом возглавил новую школу №64 на Нефтебазе. В общей сложности Павел Фёдорович проработал директором школы 50 лет.

А Виктор всё время хотел походить на брата и стать, как и он, лётчиком. Когда призвали в армию, он так и сказал и Виктора направили во Владивосток, в морскую авиацию. Через год закончил он там с отличием училище и получил специальность «Механик радио и радиолокационных установок», за это ему дали отпуск на 10 суток. Он съездил в Белоруссию, правда дорога тогда в одну сторону была 14 дней на поезде.

Когда вернулся, его отправили в 49 гвардейский минно-торпедный полк. Там у Виктора в подчинении было 12 механиков на радиолокационной станции. За время службы, а это 3 года 2 месяца, много самолётов сменилось: ТУ-14, ИЛ-28 и ТУ-16.

В армии же Виктор Фёдорович, вступил в партию.

После службы в армии Виктор приехал к брату в Красноярск, где подал документы в пединститут, на историко-филологический факультет. Сдал, но...

Так случилось, что Виктор Фёдорович пошёл служить в милицию. Сразу поступил в университет. После учёбы его направили в Центральный район «опером». Целый год он проработал там. Потом его перевели в Ленинский район. Как раз там освободилась должность следователя. Так он и работал там сначала следователем, потом старшим следователем, потом заместителем начальника следственного отдела, а потом и начальником 7 лет.

В конце - концов Виктора Фёдоровича направили начальником Кировского РОВД, хотя он очень не хотел уходить с прежнего места работы, было страшно. В должности начальника Кировского районного отдела внутренних дел города Красноярска Виктор Фёдорович Сакович проработал с 1977 по 1986 год.

Так сложилась судьба полуголодного мальчишки из небольшой белорусской деревни Прянички в далёкой Сибири. Здесь он обзавёлся семьёй, а теперь уже есть внуки и правнуки. В следующем году Виктору Фёдоровичу исполняется 90 лет, но он полон сил и оптимизма. Вспоминает прошлое с лёгкой улыбкой. Что было, то прошло, но забывать его нельзя. Ведь без прошлого – нет будущего.

Альфир Фахразиев, журналист






Загрузка...


Губернаторы России
Москва

Сергей Собянин рассказал, как Москва помогает производителям оборудования


Спорт в России и мире
Москва

GeekVape в сотрудничестве с Absolute Racing выиграла чемпионат в категории GT3


Загрузка...

Все новости спорта сегодня


Новости тенниса
WTA

Виктория Азаренко вышла в полуфинал турнира WTA-1000 в Майами


Загрузка...


123ru.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.


Загрузка...

Загрузка...

Экология в России и мире
Москва

Татьяна Марчук выпустила альбом «Экопесенки» на лейбле Riki Music





Путин в России и мире
Москва

Путин удивился третьему месту Санкт-Петербурга в туристическом рейтинге


Лукашенко в Беларуси и мире



123ru.netмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Ru24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.





Зеленский в Украине и мире
Киев

Киев признал стагнацию ВСУ по всей линии фронта


Навальный в России и мире
Москва

Силовики задержали за сутки пятерых журналистов, часть проходит по делу об «участии в работе ФБК», одного жестоко избили при задержании



Здоровье в России и мире


Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России






Загрузка...

Загрузка...



Борис

Ритуальный агент Борис Свистунов: комплексная поддержка в организации похоронных услуг в Санкт-Петербурге и Ленинградской области



Москва

Мэрия Владимира объяснила, почему табло на остановках показывают несуществующие автобусы

Друзья 123ru.net


Информационные партнёры 123ru.net



Спонсоры 123ru.net